Вроде, обычный день.
Но это, как посмотреть… И - как послушать. И даже - как понюхать!
-----------------------------------
Хруст мёрзлых листьев под ногами, одиночный кряк пёстрого дятла и столь же пёстрое небо над головой, которое в переводе с русского на ГИСМЕТЕО-вский называется «ясное». Оно было даже не пёстрое, а какое-то … пегое. Да, так точнее. Если бы тогда не ворон за лесом коротко подал голос, а чёрный коршун, то - «кони в яблоках, кони в яблоках…» Но, во-первых, коршуны у нас не зимуют, а во-вторых, небо вскоре очистилось от облаков.
Эх! Ни коней тебе, ни яблок … даже конских, коими обычно бывает усыпана песчаная дорожка в курумкинском правобережном сосняке. А здесь дорога устлана палой листвой, причём звучно шагалось только в кленовиках: пяти-широко-палые листья, высыхая, скукоживаются и ложатся под ноги ковром «с ворсом». В осинниках по «чернильным кляксам» идёшь бесшумно (если, конечно, не в горку, как паровоз). То же и в березняках, и в липняках. И дубовые листья не шумные, зато поприглядистей прочих будут, поскольку часто украшены галлами (вот вам и «яблоки»!). Правда, краснобоких «яблочек» (как тогда -
https://valeri-gubanov.livejournal.com/37625.html) здесь не было, всюду лишь одноцветные - желтоватые какие-то. Наверное, зимний сорт…
Глянувшее из-под кисеи облаков солнце, пусть и холодное, скрасило угрюмый (без) лиственный лес по обе стороны просеки. Неприветливый вид тому придавали ещё и огромные сосновые пни, уже почерневшие от времени, и окружающие их кучи иссохших скрюченных веток, оставленных лесорубами. Глядя на эти пни и хвойные валежины, легко представить, какие гиганты когда-то стояли здесь.
Если б только здесь… Встречаю такое повсеместно.
После этого глаза б мои не глядели на поднявшееся на месте хвойного бора какое-то квёлое осиновое, кленовое и липовое мелколесье! Да уж, «богатыри не вы…»
Поэтому Светлана радовалась каждой встреченной на том участке пути зелёной красавице.
Сам же, в очередной раз прищуривая глаза в поднебесную колючую крону, вспоминал, с одной стороны, петровские корабельные сосны, а с другой - хрупкость сосновой древесины (
https://valeri-gubanov.livejournal.com/46735.html). Наверное, те сосны были «не той системы».
Мачты не мачты, а для костра сосновая сушина - не худший вариант. Правда, при этом котелки, а под тентом и развешенные для просушки походные шмотки коптятся - будь здоров. Зато сосновые дровишки не так стреляют искрами, как здешняя осина или тамошняя пихта. И в отличие от горького осинового костра сосновый пахнет ну-у, очень душевно! Хвойный - это тот самый дым, что, по мнению Н.Карпова (с которым солидарен весь бродячий люд), «создаёт уют».
Нам в этот раз на обеденном привале хвойных дровишек не нашлось. Не беда, в костёр отлично пошли сухие ветки клёна, чья плотная древесина горит жарко, без треска и копоти. Пока обедали, маленький костерок прогорел почти полностью, поэтому залить угли хватило литровой бутылки. Когда уходили с привала, от костра и следа не осталось, если не считать таковым влажную листву поверх притоптанного кострища.
Кстати, про следы. Снова - звериные тропы. Среди прочих запомнилась одна, где копыта не только траву выбили, но и валежину на пути раздербанили. А на непроезжей просеке по склону оврага - прямо-таки, дорога!
И эти топтанки ведут к водопою. Во всяком случае, источник воды здесь есть, хоть и не бог весть, какой.
Когда-то давно шагали мы с Ю.А.Комаровым со стороны Жилгородка лесной дорогой по (как его между собой называем) Высокому Курумочу. И, кажется, дорога тянулась краем лесистого оврага. Юрийсаныч, показывая рукой вниз, вспоминал, что вроде бы где-то здесь, правда, очень давно, был колодец. Запомнил я этот разговор, поскольку тогда ещё удивился, что в этом лесном массиве может быть постоянная вода.
Оказалось - может. Но этот колодец - не в той стороне, в другом овраге. Да, и не уверен, что вода здесь держится постоянно. В этот раз в самом глубоком месте - всего 0,6 метра. А две недели назад (левый снимок) воды было, вообще, чуть-чуть. Нужно будет на следующий год летом сюда заглянуть, проверить.
И тогда, и нынче обратили внимание, что на земле по краю сруба нет следов копыт, значит, ушастые-рогатые воду здесь не пьют. Оно и понятно. На ум приходит ставшая афоризмом строчка из Крыловской басни: «Видит око, да зуб неймёт!». Можно вспомнить другую притчу Ивана Андреевича с той же неудачницей - Патрикеевной возле кувшина. Но суть понятна.
Впрочем, зверьё близ колодца бывает постоянно, поскольку неподалёку устроена кормушка или как назвать - кормилище? В общем, прямо на землю навалены (теперь - в виде объедков) кукуруза, капуста и даже арбуз (вот, гурманы-то!). Подумалось: ну, ладно, арбуз запивать не нужно (сам так никогда не делаю), но в остальном…
Сложилось впечатление, что колодец был засыпан землёй - на левом фото хорошо видно, что дно опускается покато к дальней торцевой стенке сруба. Может, специально насыпали, чтобы зверьё могло дотянуться до воды? Всё равно следов копыт у колодца не видно. А вот, скажем, у Филаретова пруда вдоль уреза воды лохматыми «аборигенами» весь берег истоптан.
Плохо, что в этом лесу других источников воды нет (угу, этого колодца тоже «не было»). Не дождевой же водой зверьё довольствуется. Да и чать, кабаны с косулями - не верблюды, а дождя пока дождёшься…
Хотя, недавно дожди были: осень, как-никак. Но дороге лёд в луже, похожей на зеркало в раме, оказался треснутым, и виден след удара, может быть, копытом. И это радует, поскольку, как говорят примето-верцы, неприятности сулит только зеркало, которое треснуло само по себе.
В общем, «Ха-ра-шо, всё будет ха-ра-шо, я это знаю, знаю…»!
К слову, после обеда хорошо шлось, бодро так! Поэтому, сами того не желая, успели на более раннюю маршрутку, чем планировали. Зато приехали в город до обычных воскресных пробок на дорогах.
P.S. Про бодрость. Если задуматься, то дело тут, наверное, не в обеде вообще, а в десерте - в частности.
Нет, что ни говори, а туризм - это здорово! Пусть бы и однодневный ПВД: «Даже немножечко, чайная ложечка…»