В среду был в лесу. Вернее сказать, в лесу был, примерно, четверть пути, а большая часть времени и расстояния пришлись на дороги/просеки, пересекающие этот самый лес.
Учитывая державшуюся перед тем несколько дней дождливо-тёплую погоду, рассчитывал, что снег значительно стает и просядет, а потому можно будет гулять по целине и без снегоступов. Увы и ах!
Накануне подморозило, однако не настолько, чтобы образовался прочный наст. Зато холод проник вглубь снежного слоя, добавив ему прочности. Обманчивой, как оказалось: делаешь шаг вперёд - снег, вроде, держит, но как только переносишь на эту ногу вес тела, тут же проваливаешься. Глубина снега в лесу - до середины голени, иногда до колена - казалось бы, пустяк. Но по такому снегу на каждом шагу приходится высоко поднимать ноги и продавливать плотный сугроб.
Прошёл недолго, успев шлёпнуться (зацепил не видимую под снегом ветку), и что-то мне эта «тренировка» так надоела! Ладно бы ещё цель конкретная имелась у сегодняшнего выхода «на природу», - было бы ради чего напрягаться. Я же планировал просто побродить по лесу, что называется, куда глаза глядят. А при таком передвижении по сторонам особенно-то не посмотришь. Поэтому сориентировался и направил стопы наперерез ближайшей квартальной просеке.
А ещё - поперёк таких же глубоких, как мои, дорожек больших следов, чуть занесённых последним снегопадом. Когда на опушке леса встретилась первая такая топтанка, решил, было, что это человек прошёл - уж, очень похоже. Но потом были вторая, третья, … десятая. С чего бы это столько народу через лес по целине шастало, тем более, частенько напрямик, через подлесок? «КП», вроде, не видать, и далековато от Борского, где недавно прикидывали трассу традиционного лыжного забега …
Заинтересовавшись, примерился к одному следу. Размер - подходящий, длина шага - ну-у.., великовата для такой глубины снега. Посмеялся ещё: «Лось какой-то шёл!» и добавил самокритично: «Да, уж, не чета мне!». Хм, лось… Наклонился над ямкой в сугробе и в глубине её увидел не занесённый свежим снежком … остро-раздвоенный след крупного копыта. Вот это да! И припомнить не могу, чтобы на небольшом участке леса, да ещё недалеко от дороги лось столько натоптал. Мелко-копытные (косуля, кабан), а также лиса и заяц - этих, сколько угодно, а сохатого - не было.
Вскоре выбрался на дорожку, по которой и пошагал дальше обочь лыжни, вернее, того, что от неё оставила оттепель. Негоже топтать лыжню, даже такую. Ладно ещё, нынче будний день, а в выходные, глядишь, кто-нибудь соберётся сезон закрывать - чать, за три дня просека до земли не протает.
(К месту вспомнился давний случай, когда шли от «Чайки» в сторону Карьера по дороге, которая тогда называлась просто «дорога». Весна в разгаре: день солнечный, асфальт сухой, по обочинам мать-и-мачеха повылазила. И в лесу снега нет, только лужи местами. На подходе к оврагу, где свороток грунтовки на Мордову Поляну, слышим сзади: топ-топ, топ-топ. Оглядываюсь: нашу группу бегом догоняет мужик в трико и лыжных «босоножках», в руках - лыжи с палками. После обычного: «Привет!» проводили его взглядом и пошутили: «На север бежит!».
И, ведь, как в воду глядели. Вот, уж, действительно, «В каждой шутке есть доля … шутки!» После поворота дороги местность стала стремительно меняться и вскоре по обе стороны в лесу неожиданно появились пятна снега, дальше - больше. Апофеозом стала свежая лыжня, устремившаяся от асфальтовой обочины в лес по заснеженной просеке!)
Дальше шагал, пока и куда шагать позволяла дорожка с уплотнёнными лыжными палками обочинами, т.е. по-прежнему бесцельно. Ну, не считать же, в самом-то деле, целью обед (тут машинально взглянул на часы), тем более, что традиционный второй завтрак «на обочине» был вполне себе…
Когда не нужно фиксировать/контролировать каждый шаг, если шагаешь не спеша, успеваешь многое услышать и увидеть. Обратил внимание на всё ширящиеся проталины - лунки вокруг стволов деревьев, опавшую хвою и чешуйки сосновой коры на снегу, который остался чисто-белым только в лиственном мелколесье.
На перекрёстке просек огляделся. Та-ак, налево пойдёшь - целину топтать будешь, прямо пойдёшь - в тупик попадёшь. Хорошо, что направо дорожка, пусть плохонькая, но натоптана, причём какие-то нехорошие люди прошагали прямо по лыжне. Правда, лыжня сейчас угадывалась только по продольному оплывшему «монорельсу», так что, провалившись пару раз на рыхлой обочине, дальше неспешно пошёл, как «все нормальные люди».
Дорога эта мне хорошо знакома: вон там слева, за осинником - симпатичный парковый соснячок, а справа вскоре будет свороток, срезающий угол лесного квартала, а на этом взгорке как-то «читали» следы барсука. Сейчас этот зеброносый представитель куньих спит под какой-нибудь корягой, а следы … Огромные следы - вон, через кусты - оставил, конечно же, лось! Кто ж его следов не знает? Я, например, сходу их узнаю!
На следующем перекрёстке свернул на север. Звук шагов по натоптанной краем лыжни дорожке стал заметно тише, поэтому, наверное, и обратил внимание на тишину в лесу. Ни воронов, ни дятлов не слышно. Только временами раздаётся теньканье синиц, что всегда связывал с наступлением весны. И, надо сказать, не ошибся: всезнающий Интернет сообщил, что интенсивное пение синиц начинается с марта и продолжается до второй половины мая.
К этому времени состояние небосвода «облачно с прояснением» поменялось на «переменную облачность», затем - на «ясно», и лес сразу повеселел. Заискрились снежные обочины, рябенькие от прошедшего недавно дождя, на фоне глубокой синевы неба лохматые кроны сосен зазеленели ещё ярче. Эх, хорошо! Ух, здорово!
Загляделся - задумался и в ложбинке едва не влетел в лужу, перекрывшую дорогу от борта до борта. Хорошо, быстро среагировал на кардинальное изменение звука шагов: с «топ-топ» на «чавк-чавк». Ещё бы немного, и - «буль-буль».
Сапоги у меня не то, чтобы уж очень короткие, но снегу поутру в лесу пару раз зачерпнул, так что… Поборол возникшее было желание померить глубину лужи (говорят, вернуть детство нельзя, но можно впасть в него) и обошёл снежно-водное препятствие по топтанке на высокой обочине. Да и то, чёрт его знает, чего там?! Вон, помнится, Танюшка на залитой водой дороге вдоль Кутима оступилась в колею и - «… в общем, вам по пояс будет…».
Кстати, про сапоги. А заодно и про камуфляжный штормовой костюм.
Уже на выходной просеке встречная тётушка (на удивление - без «скандинавских» палок), глянув на мой рюкзак, поинтересовалась, дескать, турист, что ли? «Ну-у, - отвечаю, - вроде того». Она окинула меня недоверчивым взглядом, как-то неопределённо хмыкнула и пошла себе дальше.
Пошагал и я, размышляя над её реакцией. Да, уж, на туриста я внешне никак не тяну: резиновые сапоги, куртка и штаны - осенний натюрморт. Ни тебе яркой одёжки с этой, как её … диафрагмой? Нет, мембраной - вот как! И на ногах не зимние треккинговые ботинки из … из … ну, который, как памперс - влагу не пропускает и дышит. Только, зачем мне дышащие ботинки? Я щекотки боюсь, да и сам дышу - будь здоров, особенно, если в горку. Да и не видел ещё такого рода башмаков с нужной мне шириной стопы. А касаемо влаги, так с этой напастью сапоги отлично справляются: ни снаружи внутрь не пускают, ни изнутри - наружу. Хотя, изнутри - было бы неплохо… (Классика жанра: «Я подумаю об этом завтра»).
Если же серьёзно, то, например, трёхслойные рекомендации по одежде для «активного отдыха на свежем воздухе» и сам неплохо декламировал. Но в такую погоду отдаю предпочтение штормовке из смесовой ткани перед RedFox-овской ветрозащитной курткой (тёплая безрукавка - в рюкзаке). Однако главное в другом. Сухо-влажно, тепло-холодно, удобно-некомфортно и т.д, и т.п. - это всё категории оценочные, значит - субъективные, а потому не имеющие смысла в отрыве от конкретного человека, испытывающего конкретные же ощущения. А люди - надо же, откровение! - разные.
На мой (ужасно субъективный) взгляд, обсуждая достоинства походной одежды и обуви, легко скатиться до спора о вкусах, чему яркий пример - периодически возобновляемые на разных туристских и охотничьих интернет-ресурсах дискуссии сторонников, соответственно, ботинок и болотников. Результатом этих словесных баталий ожидаемо становятся лишь взаимные упрёки и личные оскорбления. Иначе и быть не может, если каждый твёрдо стоит на позиции, согласно которой «Есть две точки зрения: моя и неправильная».
P.S. Интересно, будь я тогда в болотниках, стал бы мерить глубину снежной лужи?