…С первых дней войны, главным вызовом, было увеличение выпуска военной техники и оружия. В первую очередь, это потребовало мобилизации всех ресурсов и материалов, организации производство металла.
Маршал Жуков в 1963 году, давая оценку поставкам металла в СССР, говорил: «Сейчас они говорят, что союзники никогда не помогали нам ... Но вы не можете отрицать, что американцы поставили много материалов, без которых мы не способны были бы, образовать наши резервы и не смогли продолжать войну ... А сколько стали, они поставили! Могли ли мы быстро наладить выпуск танков, без американской помощи? А теперь они показывают это таким образом, что у нас было много источников».
Поставки металлопродукции из «черных» марок стали различного сортамента, сняли огромный дефицит в связи с резким снижением её собственным производством.
Особую позицию из металлов, занимал алюминий, являющийся основным материалом для производства самолетов, танковых двигателей, и т.д., Его в начале войны в СССР фактически - не было. В августе 1941 г., Сталин, обращаясь к представителю США Г. Гопкинсу, говорил: «Дайте нам алюминий в нужном количестве, и мы будем в состоянии бороться еще четыре года». Ему вторил Микоян: «В самом деле, реальная ситуация в области производства алюминия и в удовлетворении его спроса, очень трудная».
Катастрофично мало было меди, необходимой для производства оборудования, боеприпасов, средства связи, тех же цветных сплавов.
Только благодаря поставкам алюминия из США, Великобритании и Канады, СССР удалось организовать работу своей авиационной промышленности. Алюминия получили в 1,25 раза больше, чем было произведено советской промышленностью в период войны, а меди - более 80% от общего объема производства.
Всего СССР было получено:
- чугун 6 927 000тн;
- броневые листы 5 949 000тн;
- прокат горячекатаный 173 035тн;
- прокат холоднокатаный 121 480тн;
- инструментальная сталь 34 652тн;
- «быстрорежущая» сталь 10 006тн;
- холоднокатаный лист 73 946тн;
- горячекатаный лист 208 620тн;
- горячекатаная полоса 20439тн;
- холоднокатаная полоса 58477тн;
- калиброванная сталь буровая 1044тн;
- марганцовистая сталь 77383тн;
- жесть 108600тн;
- проволока стальная 82537тн;
- колючей проволоки 33720тн;
- нержавеющая стальная проволока 905,7тн;
- провода 3473тн;
- легированный стальной провод 151тн;
- стальные канаты и тросы 28252тн;
- легированные стальные трубы 41173тн;
- трубы стальные 121455тн;
- стальные болты, гвозди и шурупы 20595тн;
- никель 12 719тн;
- кадмий 347тн;
- меркурий 818,6тн;
- магний 7838тн;
- другие цветные металлы 10462тн;
- дюралюминий 59 904тн;
- медь и латунь 31091тн;
- фольга 283тн;
- биметалл 33 242тн;
- баббит 195тн;
- сплавы цветных металлы 908,9тн;
- твердые сплавы 152,1тн;
- нихром 2061
Официально поставки по ленд-лизу в СССР, прекратились 12.05.1945г. Однако, по «списку Молотова-Микояна», они продолжались вплоть до августа 1945 г.
Поставки продовольственных товаров оказали влияние не только на их производство в самих США в 1941-1942 годах, но и способствовали революции в области пищевой промышленности, технологии обработки продуктов и их хранения. Американцы, поняли значение и оперативно освоили метод обезвоживания продуктов. В первую очередь это привело к появлению - яичного и молочного порошка, переработки сушеных овощей и различных концентратов. Большинство пищевых продуктов поставлялись в виде: концентратов, яичного порошка, сгущенного и сухого молока. Такая форма поставки продуктов питания являлась ценной именно для СССР, ведь маршруты их транспортировки покрывали почти половину мира.
Благодаря ленд-лизу, СССР получил доступ к ряду передовых военных технологий, например - радиолокационных станций. Осваивая захваченные германские трофеи и военные технологии, «абсорбруя» полученное по ленд-лизу, СССР совершил качественный технологический скачок в военной сфере в первые послевоенные годы. Сделал целый ряд в высшей степени значимых приобретений на Западе. Так, во второй половине 40-х годов в Великобритании легально были закуплены реактивные двигатели Rolls Royce Nene II и Derwent с лицензией на них. Эти двигатели были успешно освоены производством и устанавливались почти на все советские основные реактивные боевые самолеты первого поколения, включая, массовый серийный реактивный истребитель МиГ-15.
.