Насмотрелся за свою пртийную "карьеру" на оппозицию достаточно. Общался с приличным количеством секретарей КПРФ разного уровня, разных регионов России и зарубежья, а так же прочих левых политических организаций. Почти год назад прорвало на аналитическую статью.
Публикую главное, в надежде помочь товарищам. Впереди выборы губернаторов.)
ВВЕДЕНИЕ
Взаимоотношения коммунистической партии и бизнеса в современной России с начала 90-х годов являются объектом внимания не только обывателей, но и особенно элиты общества.
Все эксперты говорят в один голос, что российское общество расколото на правых и левых, западников и патриотов. Подобные процессы можно наблюдать во всех слоях общества. Известно множество примеров, как руководители даже крупнейших предприятий в какой-то момент приватной беседы достают из сейфа свой партийный билет члена КПСС как дорогой ему документ, не говоря уже о воспоминаниях про счастливую молодость в Советском Союзе. Даже члены «ЕР» стараются строить свою партию и ее работу на принципах КПСС. Однако, открыто заявить о своих убеждениях решается не каждый, хотя и таких уже достаточное количество, для того чтобы, сделать процесс возрождения величия коммунистической партии необратимым.
Тем не менее, взаимоотношения КПРФ и коммерческих структур в современной России пока еще остаются сложными и противоречивыми.
РЕЙДЕРСТВО
На протяжении всего времени существования - с начала 90-х годов - КПРФ никогда не опускалась ниже второго места в «официальных» политических рейтингах, а, по мнению множества экспертов, местами уверенно продолжает лидировать. Данный факт есть не только демонстрация значительного потенциала коммунистической партии, но и также ее слабого места, которое заключается в ее инвестиционной привлекательности. За годы рыночных реформ в России помимо прочих представителей бизнеса сформировалась группа политических бизнесменов. Данная форма коммерции не является производством материального продукта, политическая торговля является предметом их бизнеса. Основой прибыли политкоммерсантов является торговля местами в партийных списках на выборах различного уровня. Участи политического торга не смогли избежать все политические партии в современной России. Соответственно КПРФ как партия со стабильно высоким рейтингом всегда привлекала, и будет привлекать политических инвесторов.
На федеральном уровне КПРФ уже пережила несколько расколов. Однако коммунистическая партия продолжает существовать и даже формировать некий иммунитет к различного рода вмешательствам из вне.
На уровне регионов ситуация с захватом партии также имеет место, но на практике в последний момент, когда казалось бы контроль над региональным отделением чуждыми элементами осуществлен, при активном вмешательстве ЦК происходит полное обновление региональных руководящих кадров. Разумеется, подобные инциденты не проходят бесследно для КПРФ, но через некоторое время региональное отделение, как правило, вновь показывает высокие рейтинги. Необходимо заметить, что рейдерские захваты региональных отделений КПРФ достаточно затратное занятие и, как показывает практика, не дают гарантированного результата. Возможно, большего успеха имела бы системная операция на территории всей России, во всех регионах. Однако, в условиях капиталистических отношений затраты подобной деятельности слишком велики и вряд ли оправданы.
Таким образом, рейдерские захваты отдельных региональных отделений КПРФ бесперспективны, а в масштабах России становятся нерентабельны.
ПЕРСПЕКТИВЫ
По мнению признанного теоретика коммунистического движения В.И. Ленина партия - это кадры плюс идеология, плюс финансы.
Однако если с первыми двумя элементами еще не все потеряно, то с финансами в КПРФ до последнего момента есть серьезные проблемы.
Региональное руководство партии, как правило, небезосновательно полагает, что взаимоотношения с «крупным» (регионального масштаба) инвестором могут в итоге стоить ему «теплого» места, поэтому крайне негативно относится к любым предложениям со стороны коммерсантов, как бы выгодно они не звучали. Обычно инвестор предлагает условия взаимодействия максимально выгодные ему, а не партии. Чаще происходит это не столько из-за пресловутой жадности, сколько из-за непонимания специфики КПРФ, ее отличий от прочих политических структур. Кроме того региональное руководство КПРФ так же не в состоянии четко и внятно определиться с приоритетами и правилами игры при возможном сотрудничестве. В итоге проигрывают обе стороны, так как с обеих сторон совершаются стандартные ошибки. Инвестор, как правило, пытается ограничиться покупкой верхушки регионального отделения, те, в свою очередь, если соглашаются рано или поздно становятся вне интересов ЦК партии, а если не соглашаются, становятся рано или поздно вне интересов их же областной организации, так как организация в целом без финансовых вливаний стагнирует и разрывается на части различными внутрипартийными группами недовольных лидеров, неизбежно появляющимися на фоне недостаточной эффективности руководства рег. отделения. Таким образом, для начала необходимо, чтобы обе стороны процесса уяснили, что взаимовыгодное сотрудничество возможно только в случае развития всей партийной структуры, а не отдельной группы лиц. И только в этом случае рядовые члены КПРФ могут с пониманием отнестись к совместным проектам. Только при видимых критериях роста партии как качественного, так и количественного.
Важно помнить, что для коммунистов партия не просто место заработка и торговли, а скорее часть самого себя - последний оплот гордости и надежды. КПРФ для коммунистов на полном серьезе можно сравнить с членом семьи, с родным ребенком, которого не продают (абсолютно точно - не все). КПРФ - особая партия со своими традициями, методами работы, и особой историей, главной страницей которой является колоссальный опыт существования под постоянным прессом в последние двадцать лет.
Далее следует иметь в виду несколько важных моментов. Среди бизнеса уже давно созрел контингент состоятельных людей, уставших от действующей власти. Бизнесменов, готовых пожертвовать частью капитала ради удовлетворения возникших политических амбиций. Бизнес рано или поздно толкает людей в политику по разным причинам. И многие при условии понятных стандартах работы готовы идти в разрез с интересами режима. Тем более, что случаев побед состоятельных граждан с поддержкой КПРФ предостаточно. И при грамотной кампании результатов можно добиваться при гораздо меньших затратах, чем в случае выборов от партии власти.
Из вышесказанного следует, что основным фактором неэффективных взаимоотношений КПРФ и бизнеса остается в первую очередь интеллектуальная и духовная слабость руководства КПРФ. Неспособность грамотно оценить ситуацию и правильно выработать программу развития регионального отделения. Наивно со стороны регионального руководства партии ожидать, что придет некий состоятельный, порядочный субъект и поэтапно распишет, как теперь все будет замечательно. Именно из-за того, что инвестор находится до последнего момента вне КПРФ он и не способен дать разумный вариант развития событий. Более того именно как бизнесмен он привык оплачивать уже готовые проекты, но когда он, придя в «серьезную» партию видит «клуб пенсионеров-руководителей» самое лучшее и благородное с его точки зрения это дать денег руководству для того чтоб оно не мешало ему наводить в партии порядок. Итог подобных действий известен. Если вдуматься, подобный сценарий даже в чем-то на руку партии. И от кротов избавляются и часть вложенных материальных активов в виде оргтехники, помещений и пр. остаются внутри организации.
Очевидно, что пришло время выработать некие стандарты работы с национально ориентированной буржуазией. В стране нет бесхозных денег. Все деньги сегодня так или иначе принадлежат финансово-промышленным группам. Поэтому важно для себя уяснить главное для политической партии: одержать победу на выборах и тем более взять в стране власть, а без финансов КПРФ этого не сможет. Только приобретая в своем активе «профессиональных революционеров» дает нужный эффект, и чем больше их будет, тем лучше и для партии и для инвестора. Чем больше вложено средств в развитие партийной структуры, тем выше результат для КПРФ и хуже для правящего режима, усталость от которого с каждым днем увеличивается все сильнее.
До последнего момента главным вопросом остается - сколько нужно средств, чтоб взять власть в отдельно взятом регионе? На практике ни один секретарь обкома не способен назвать и главное обосновать требуемую цифру.
ВЫВОДЫ
1. Взаимоотношения КПРФ и коммерческих структур в современной России остаются сложными и противоречивыми.
2. Рейдерские захваты отдельных региональных отделений КПРФ бесперспективны, а в масштабах России не рентабельны.
3. Причинами смены руководства регионального отделения, как правило, служат или излишняя закрытость организации, ее стагнация или откровенная распродажа партийной организации.
4. Основным фактором неэффективных взаимоотношений КПРФ и бизнеса остается интеллектуальная и духовная слабость руководства КПРФ.
5. Для плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества с бизнесом именно региональному руководству КПРФ необходимо грамотно оценить ситуацию и правильно выработать программу развития регионального отделения, включающую этапы, систему учета и контроля показателей развития.
Валерий Крючков. 16 апреля 2011 г.