Статья для газеты "Трудовая Самара".
Первый мотоцикл был запатентован в далеком 1885 году и назывался он незатейливо: «Повозка для верховой езды с керосиновым двигателем».
Немецкие инженеры Готлиб Даймлер и его помощник Вильгельм Майбах построили велосипед с деревянной рамой, ремённой передачей и бензиновым двигателем мощностью 0,5 л.с. Первым со скоростью 12 км/ч. прокатился на нем Майбах. Когда он заглушил мотор, он произнес: «Это не машина, Готлиб, это костедробилка. Я вас поздравляю!». Тогда никто из них не думал, что почти через пятьдесят лет 5 июня 1934 г. состоится первая формальная встреча уличных байкеров. Но как мотоклубное движение байкеры сформировались только в 1950-х годах в США. В СССР байкеры организовались лишь в конце 1980-х годов, тогда их называли «рокеры», которые были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.
Разумеется, это не означает, что в СССР не было мотоциклов. Напротив, еще в 1928 году на Ижстальзаводе было организовано конструкторское бюро, где были спроектированы, изготовлены и испытаны первые мотоциклы «Иж». После войны производство мотоциклов в СССР было налажено с большим размахом. Те, кто постарше из нас, наверняка помнят центры мотостроения − города Ирбит, Ижевск, Ковров, Калининград Минск, Киев и другие. С большой ностальгией вспоминаются марки мотоциклов советской эпохи: «Днепр», «Урал», «Иж», «Минск», «Восход», «Тула», чехословацкие «Ява» и «Чезет», венгерская «Панония».
В 1990 г. СССР занимал в мире 2-е место после Японии по производству мотоциклов.
Начиная с 1992 года в России, произошло катастрофическое падение производства отечественной мототехники. Распад СССР и последующий экономический кризис стали причиной падение уровня спроса и прекращения производства на всех без исключения мотозаводах стран СНГ.
Современные российские байкеры разъезжают уже по просторам Родины преимущественно на японских, американских и немецких мотоциклах. Байкер сегодня - хобби недешевое. Сам мотоцикл стоит от 150 тысяч рублей до миллиона, плюс экипировка от 30 до 150 тысяч рублей. Учитывая скорость таких мотоцик-лов около 300 км/час, получается что-то вроде новых экстремальных элитных молодежных клубов.
Сегодня уже существует около сотни клубов по всей России. Среди них есть разные типы клубов: серьезные MC и MG (мотоклуб и мотобанда соответственно), и подавляющее большинство байкеров-любителей тип клубов MCC. Разумеется присутствует еще великое множество внеклубных мотоциклистов, именно с такими происходит больше всего «приключений» на дорогах.
В Самаре действует полтора десятка мотоклубов. Среди них с начала двухтысячных годов представлено и отделение (чепта) известных «Ночных волков». Тот самый клуб, чей председатель − Александр Залдостанов («Хирург») - прославился на всю страну публичным катанием с В. Путиным.
На Западе байкерские клубы до сих пор имеют свою территорию влияния, на которой осуществляют порой незаконную деятельность. В России же в последнее время байкеры известны своим меценатством: встречи с тяжелобольными детьми, воспитанниками детских домов, даже совместные мероприятия с ГИБДД, участие в крестном ходе и прочие акции социальной направленности. Самарские «НВ» уже давно ведут затяжные переговоры с администрацией, пытаясь «выбить» ставку детского инструктора по мотокроссу.
К слову сказать, не все байкеры одобряют совместные показные акции с политиками. И тем более, с представителями «Единой России». В составе тех же «Ночных волков», как выяснилось, многие голосовали на выборах за КПРФ. Да и в других клубах оппозиционеров хватает.
К слову, политика не является приоритетным направлением в идеологии мотоклубов. Главное здесь - любовь к мотоциклам и быть надежным, хорошим человеком. Доказывать, что ты достоин стать членом клуба придется несколько лет, а вот вылететь из клуба несложно: проявил себя как ненадежный человек - до свидания.
Байкеры в Индии