Ценность человеческой жизни - для меня это аксиома, то, что не требует доказательств, просто по факту. Я привык, что меня окружают люди, которые также принимают эту аксиому. Именно на этой аксиоме базируется концепция прав человека и только через принятие этой аксиомы возможно первое и фундаментальное право - право на жизнь.
Сейчас мне, наверное, будет сложно восстановить как именно этот тезис стал для меня аксиоматическим. Безусловно, фундаментом для меня послужил христианский гуманизм, а затем моё культурологическое образование и опыт написания незащищённой диссертации по теории и методики преподавания культурологии: всё-таки мне повезло - я читал действительно хорошие книги, в центре которых были гуманизм, гуманность, уважение человеческого достоинства, диалог, субъект-субъектное взаимодействие. Несколько позже (в 2008 г.) я прошёл обучение в "Школе прав человека" у Андрея Юрова и Игоря Сажина и "подсел" на правозащиту, концепцию ненасилия Толстого/Ганди/Кинга. Параллельно для меня по новому зазвучало "богословие после Холокоста"...
В общем, у моей веры в то, что никто не может быть лишён жизни масса источников. И все эти источники имеют отношение к гуманитарной сфере познания. В результате освоения гуманитарного знания формируется гуманитарная культура. Одно из определений гуманитарной культуры такое: это "система идей, закономерностей, понятий, фактов, содержащихся в гуманитарной сфере наук, искусстве, религии, освоенных человеком личностно" (Т.Г. Браже). Освоение гуманитарной культуры может способствовать формированию гуманизма и толерантности. Именно личностное освоение гуманитарной культуры приводит к этому. "Личностное освоение" - это, в-первую очередь, рефлексия, вчувствование, способность поставить себя на место другого, критическое осмысление. Гуманитарная культура - это про развитие эмоционально-чувственного восприятия и проживания действительности. Вероятно, можно говорить о том, что освоение гуманитарной культуры способствует развитию эмоционального интеллекта, т.е. "способности человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту" (Д. Гоулман).
И, опять же, для меня аксиоматично, что человек с развитой гуманитарной культурой, с развитым эмоциональным интеллектом будет разделять ценности гуманизма и толерантности, по крайней мере для такого человека вопроса о ценности человеческой жизни и невозможности любого лишения человека жизни, будет само собой разумеющимся.
Безусловно, я знаю, что в мире существуют иные системы ценностей, в рамках которых человеческая жизнь как таковая не обладает ценностью. Таких систем множество. Классический индуизм, рассматривающий этот мир как иллюзию, классический буддизм, говорящий, что самое главное - это освобождение из колеса сансары, классическое христианство, ставящее главную цель человека - достижение рая в загробном мире, классический ислам, в котором главное - покорность Аллаху, идеологии ставящие интересы рода, народа или государства над интересами индивида... Все эти идеологические системы всегда могут объяснить в каких ситуациях убийство является не только оправданным, но и необходимым. Безусловно, все эти доводы рядятся в в одежды "заботы о высшем благе": спасении души, исторической целесообразности, прогрессе, интересах революции, построении нового светлого мира и т.д.
Конечно, чисто теоретически, я могу провернуть сеанс интеллектуальной эквилибристики и понять почему исламские или православные фундаменталисты думают так, как они думаю. То же самое касается и неонацистов, националистов или сталинистов. Эти люди исходят из совершенно иных систем ценностей. И с их точки зрения, изнутри этих систем, эти идеологии выглядят непротиворечивыми и правильными (вернее, Истинными).
При этом я каждый раз испытываю весьма смешанные чувства, когда сталкиваюсь в реальной жизни с носителями этих идеологий. И одно дело, когда таковыми оказываются не знакомые и мало симпатичные люди (тогда просто изначально общение с этими людьми прекращается, поскольку говорить-то нам с ними, в общем, не о чем). И совсем другое дело, когда носителями такой идеологии оказываются знакомые и/или симпатичные люди. И самое проблемное,для меня, что я не знаю, как донести до этих людей основополагающий принцип ценности человеческой жизни.
Одна из подобных коммуникаций у меня случилась в начале ноября. Я был на кинопоказе на соцфаке ун-та Герцена. Смотрели "Даллаский клуб покупателей". Ребят было не много: человек 9-10. После фильма было обсуждение. И в какой-то момент у меня зашевелились на голове волосы: один из присутствовавших юношей вполне себе уверенно и последовательно декларировал идеи национал-социализма, а ещё один, как стало ясно позднее, сталинизма. Никакого эмоционального сопереживания героям: герои сами заслужили свою болезнь и даже после заражения продолжили вести дегенеративный образ жизни. Это говорили 20-летние мальчики, учащиеся факультета социальных наук педагогического университета.
Позже один из этих юношей написал мне в вк и у меня с ним состоялся любопытный и показательный диалог (приведу его полностью).
Я:
Посмотрев твою стену мне стало понятно происхождение того дискурса, который ты транслировал во время обсуждения фильма на киноклубе.
Он:
В классовом обществе беззубому гуманизму не место.
Я:
Не боишься перепутать друзей и врагов и случайно "расстрелять" не тех кто?
Он:
Неа. Нужно соблюдать принципиальность.
А подстраиваться под всех - это не наш метод.
Я:
Нет речи о беспринципности или о том, чтобы под всех подстраиваться. Это про разное.
Он:
А о чём тогда?
Я:
О праве каждого на ошибку.
Но есть фатальные ошибки.
Он:
Вот именно. И от фатальных ошибок надо попытаться уберечься.
Ведь понятие "ошибки" весьма многомерное. Главное - на пути куда совершать эти ошибки.
У большевиков было много ошибок, но главное - это магистральное направление.
Я:
ГУЛАГ - ошибка?
Он:
нет
Я:
или преступление?
Он:
это не ошибка и уж тем более не преступление. Ошибка была порой в методах.
вопрос в исторической целесообразности.
Я:
омг...
меня поражаете вы, которым сейчас немногим более 20, которые говорят о том, что "вопрос в исторической целесообразности".
У тебя был кто-нибудь репрессирован? Ты знаешь это на 100%?
Он:
А меня поражает не в меньшей степени Ваше поколение, ответственное за развал СССР и пребывающая во многом в перестроечных мифах.
Из ближайших родственников - никто, но дальняя прабабка реально села за анекдот. Потом в лагере ей пришлось забеременеть для досрочного освобождения.
Конечно, это чудовищно. Опять таки, если рассматривать каждый отдельный случай. Дьявол в мелочах, увы.... Вместе с тем, надо смотреть на вещи диалектически, как мне кажется. В каждом явлении есть негативные и положительные стороны. Тот же ГУЛАГ - система наказаний держало страну в тонусе. Напряжение сил - да, из под палки порой, да насильственное (хотя само население будь здоров приложило руку к разворачиванию репрессий). Итог - победа в войне.
Я:
Моё поколение? Когда развалился СССР мне было 11 лет.
Ох, ты пишешь чудовищные вещи. Надеюсь, что ты сможешь когда-нибудь осознать их чудовищность...
Почему для тебя важна "великая страна", а не личное развитие?
Он:
Для меня важно и то, и другое. Только при убогой стране, можно, конечно, добиться личного развития, но .... как бы это объяснить. Извиняюсь, а ты читал Маркса? Что-нибудь?
Я о чём. Надо соотносить общее и частное. У Маркса в "Экономическо-философских рукописях" это очень хорошо показано.
Мы поддерживаем собственное существования, реализуем себя самого, но не поддерживаем свой род, иными словами - не реализуем свою родовую сущность. Реализоваться в убогой стране сложно. Главное - -видеть свою сопричастность к чему-то великому. Ибо, Валерий, всё остается людям )был фильм такой, кстати, советский).
Я:
Мне не нужна "великая страна". Мне нужна страна, в которой человек, каждый человек, чувствует себя защищённым, в котором не человек существует для государства, а государство для человека. И это не зависит от "великости страны". "Великая страна" - это идеологема, миф для управления массами.
Полностью Маркса не читал. Отдельные главы Капитала читал.
Род? Родовая сущность?! Ты серьёзно? Эти понятия из дискурса [национал-социолистов], но не как не леваков. Для левых представления о родовой сущности чужды.
Он:
Хм, надо посмотреть про происхождение данного термина, на Маркс точно его употребляет, уточняя, что родовая сущность - это свободный труд.
Ну, великая страна - действительно штамп, согласен. Хорошо, а в советское время госудраство не для простого работяги существовало?)
Я:
Ох... да, для того простого роботяги, которого отправляло в ГУЛАГ.
Он:
Да брось ты, вот все в ГУЛАГе только и сидели)
Я:
Ну, все не все, но "Всего за годы существования системы ГУЛАГ через него прошли 15 - 18 миллионов человек".
Он:
ну прошли. Лихачёв с Солженицым тоже прошли, и Рокоссовский, и Жжёнов - ничего, оправились.
Это мера социальной защиты + перевоспитание народа.
Я:
Оправились? Ты серьёзно? Перевоспитание народа? Ты серьёзно?
Он:
А чего нет? Рокоссовский до конца Сталина уважал, Остальные - за 90 протянули. Про автора "ГУЛАГА" молчу - -тот вообще стукачом был)
Ещё раз. никто не говорит, что только так и надо, речь идёт о вынужденной мере.
--
На этом месте я с юношей попрощался поскольку мне было необходимо заняться работой, да и каких-либо аргументов для него у меня не было. К тому же эмоционально этот диалог меня действительно "вынес". С какой лёгкостью он отмахивается от миллионов жертв ГУЛАГа! Как он оправдывает ГУЛАГ словами, что это "держало в тонусе", и необходимая мера по "перевоспитанию народа"?! В этом диалоге я ощутил всю беззащитность своего гуманизма перед этой идеологией, оправдывающей репрессии и убийства. О каких "правах человека" здесь можно говорить, если для этих прав не остаётся места, а есть место только "исторической целесообразности"?
Чему учили этого юношу в школе, чему учат сейчас в университете на факультете социальных (!) наук, о чём он разговаривает со своими родителями и какие ценности транслировали они ему? Откуда он такой, новый сталинист, взялся? Что и как в разговоре с ним необходимо деконструировать, чтобы он усомнился в правоте своей идеологии? Возможно ли, чтобы он пришёл к пониманию ценности человеческой жизни или это уже невозможно? Или он, как это было уже в истории, готов приносить жертвы "исторической целесообразности" и сам готов стать такой жертвой?
"
Преодоление прошлого" - очень важная задача для всех посттоталитарных стран. Однако, как говорят многие политологи и правозащитники, единственная страна, которая честно подошла к своему прошлому, без желания его обелить - Германия.
Денацификация была сложным процессом и проходила в несколько
этапов. И, безусловно, важнейшим фактором изначально было то, что она проводилась под давлением стран-победителей. Но затем уже выросшее новое поколение немцев продолжило этот курс освобождения от национал-социалистского прошлого. Этого не произошло ни Италии, ни в Испании, ни в Румынии, ни в других странах, где нацисты так или иначе имели заметное влияние.
В России
десталинизации так и не произошло, не смотря на то, что официально в ней даже выделяют три этапа. Десталинизация - это частный случай
декоммунизации.
Две цитаты:
Андрей Зубов:
"А поскольку совершенно ясно, что Сталин - это ужасная фигура, тиран, соизмеримый с Гитлером по жестокости, по количеству пролитой крови, по количеству совершенных несправедливостей и преступлений, то, разумеется, десталинизация сознания необходима, без этого не будет выздоровления общества.
Но мы должны говорить и еще о двух очень важных вещах, без которых десталинизации просто не произойдет. Первое и самое главное: на самом деле должна произойти декоммунизация общественного сознания, аналогичная денацификации сознания в послевоенной Германии. Десталинизация - это частный элемент декоммунизации. То есть мы должны искоренить не только положительные переживания Сталина, но, скажем, и положительные переживания Ленина и его подручных". (
Источник)
Сергей Караганов:
"Это неточно и политически неправильно, хотя суть проекта, естественно, и в десталинизации, и в декоммунизации российского общественного сознания и самой нашей страны. Термин «десталинизация» уводит от истины, от сути того режима, наследие которого нужно ещё долгие годы преодолевать, и от сути той трагедии, которую пережил народ.<…> Общество не может начать уважать себя и свою страну, пока оно скрывает от себя страшный грех - 70 лет тоталитаризма, когда народ совершил революцию, привёл к власти и поддерживал античеловеческий, варварский режим". (
Источник)
Фраза о "двух тоталитарных режимах ХХ века" стала уже расхожей. Но если с одним режимом и его последствиями что-то сделано было (национал-социализм в Германии), то со вторым (коммунизм в России) так ничего и не сделали.
Европейский парламент с 2009 года провозгласил 23 августа Европейским днём памяти жертв сталинизма и нацизма. Это произошло благодаря тому, что в 2006 г. была принята
Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1481, которая призывала к осуждению преступлений тоталитарных коммунистических режимов, а в 2008 г. была подписана "
Пражская декларация о европейской совести и коммунизме", а также в 2009 г. Резолюция парламентской ассамблеи ОБСЕ «
О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке».
Преодоление прошлого коммунистических режимов - необходимый процесс для современной России. Но сейчас отсутствует политическая воля к этому. Только в Чехии ведётся какая-то работа (например, в 2010 году там прошла конференция, результатом которой стала
Декларация о преступлениях коммунизма (
англ. текст)).
Но Декларации и Резолюции - это хорошо, но это только начало пути. День памяти - это хорошо, но его одного недостаточно. Реабилитация жертв - это крайне важно (но до сих пор не все были реабилитированы, в частности жертвы 121 статьи УК РСФСР так и не были реабилитированы). Но не менее важным антитоталитарное, антифашистское и антикоммунистическое образование, образование воспитывающее гуманитарную и гуманистическую культуру, образование ставящее своей целью развитие критического мышления, образование, формирующее историческую память и ответственность. И тогда, может быть, не будет больше юношей оправдывающих ГУЛАГ "исторической целесообразностью"...