Похоже, что программа Next Generation Air Dominance (NGAD) - авиационной системы завоевания превосходства в воздухе следующего (шестого) поколения - может быть пересмотрена. ВВС США планировали до конца текущего года выбрать концепцию и разработчика этого самолета. Теперь командование не подтверждает, что этот выбор состоится.
Начальник штаба ВВС США (фактически - командующий, министр ВВС - гражданское лицо) генерал Дэвид Олвин в четверг отвечал на вопрос журналиста на конференции Ассоциации Воздушно-космических сил. Вопрос был, в общем, прост, хотя и с подковыркой: «Как вы думаете, вы сможете использовать разрабатываемый истребитель господства в воздухе - или вам придётся изменить его, а потом менять каждую пару лет?»
В ответ на это Олвин сказал «Нам придется сделать этот выбор… Вероятно, это произойдет в ближайшие два года».
Слова генерала, скорее всего, означают, что ВВС переосмысливают свой план по созданию очень дорогого (как по закупочной цене, так и в эксплуатации) и технически сложного самолета. К этому их подталкивает изменившийся характер войны, в которой на первых план неожиданно (во всяком случае, для военных) вышли беспилотники.
В настоящее время ВВС формирует свой бюджет на 2026-й год, который, по словам официальных лиц, будет даже более жестким, чем «в прошлый раз». Это обусловлено «тяжелыми» программами, например, новой МБР Sentinel (в США стратегические ракеты входят в подчинение ВВС). Стоимость программы уже превысила планируемую, к тому же она идёт «со скрипом». И в Пентагоне поговаривают, что её могут закрыть, оставшись со старой ракетой Minuteman (стоит на вооружении с 1970-го года).
Стратегические силы США могут остаться с МБР Minuteman III, стоящей на вооружении уже больше полувека.
Не исключено, что та же судьба постигнет и истребитель NGAD. Вместо этого командование ВВС намерено развивать CCA (Collaborative Combat Aircraft) - беспилотные ЛА, действующие совместно с истребителями, в том числе уже находящимися на вооружении.
Срок службы CCA будет заложен небольшой - порядка десяти лет. Это - в сочетании с модульной конструкцией - позволит оперативно адаптировать БПЛА в соответствии с изменением характера боевых действий.
Финансирование программы NGAD, в которую CCA входит составной частью, идёт не сказать, чтобы очень интенсивно.
Однако ВВС намерены поднять его, причём «рывком» - сразу до $28,5 млрд. на ближайшие пять лет. Из них $19,6 млрд. должны были пойти на разработку собственно истребителя, остальные $8,9 млрд. - на подпрограмму CCA
По мысли командования, это должно было позволить уже в 2028-м году иметь летающие образцы ССА. Примерно в эти же сроки должен был подняться в воздух и истребитель NGAD. Однако теперь есть большие сомнения, что это произойдёт.
Стоимость ССА военные оценивают в ~$30 млн. По сравнению с современными «полноразмерными» истребителями, которые стоят «за сотку», это, конечно, немного. Однако и не сказать, что мало - с учётом того, что эти БПЛА будут представлять собой, по сути, «расходный материал».
Цена объясняется тем, что управление ССА будет в значительной мере обеспечено искусственным интеллектом. По мысли (а точнее, по «хотелкам») ВВС, это позволит пилоту F-35 управлять не только своей машины, но и действиями сразу шести беспилотников.
Думается, однако, что это чересчур - особенно если ССА будут работать в режиме «воздух-воздух». Здесь недолго и своих покрошить. Поэтому, скорее всего, первыми носителями «вспомогательных» БПЛА станут двухместные F-15E, а возможно, и спарки F-15D. Разумеется, после соответствующей модернизации борта.
В представлении компании General Atomics, её беспилотники ССА будут взаимодействовать со «старенькими» F-15.
Отказ от реализации программы NGAD - точнее, её «истребительной» части - поумерит финансовые аппетиты конкурсантов - компаний Boeing и Lockheed Martin. А вот в отказавшейся от участия в конкурсе Northrop Grumman либо «проинтуичили», либо что-то знали. Цену истребителя обозначали очень расплывчато - «несколько сот миллионов долларов». Объём закупок тоже неясен, но люди из ВВС намекали на 200-250 бортов.
Понятно, что теперь бюджет программы NGAD будет перераспределён в пользу ССА. Но там и конкуренция побольше: помимо уже упомянутых Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman, в тендере участвуют компании Anduril и General Atomics. Так что придётся побороться.
Разработчики предлагают создавать семейства беспилотников ССА под разные задачи.
Правда, бороться есть за что. Планировалось, что «вспомогательные беспилотники» будут закуплены в количестве 1000 бортов. Не исключено, что с отказом от разработки истребителя NGAD эта цифра может увеличиться.
Флот США намерен сократить финансирование своей программы истребителя шестого поколения, получившего название F/A-XX (эта машина и NGAD разрабатывают «отдельно», опыта с F-35 морякам хватило «выше ушей»). Возможно, флотская программа тоже будет закрыта - намёки на это были, правда, слабые.
Боевые действия на Украине всё больше и больше меняют облик вооружённых сил США. Будем надеяться, что российское руководство тоже учтёт изменения характера военных конфликтов и не будет «готовиться к прошлой войне».
Алексей Захаров, авиаэксперт