Оригинал взят у
danilling в
психологическое цементирование Способы описывать психологическую проблему, которые могут ее укрупнить, укрепить, уплотнить и увековечить:
- отождествлять ее со своей личностью или сущностью - "в этом весь я", "потому что я такой", "только я так делаю", "только со мной такое бывает"
- объяснять ее своими личными качествами или чертами - ленивый, бестолковый, глупый, безответсвенный, ущербный и т.п.
- объяснять проблему отсутствием чего-либо в себе - неспособность, неумение, недостаток, неразвитость, дефицит, "полное отсутствие стыда" и т.п.
- объяснять проблему наличием в себе неких статичных эмоциональных сущностей-субстанций - "страх отношений", "раздражительность" и т.п.
- называть проблему медицинскими категориями (если вы не врач) - клиника, болезнь, патология, расстройство, невроз, пограничность и т.п.
- давать глобально обобщенные абстрактные названия - нарциссизм, недифференцированность и т.п.
- называть ее моральными категориями - плохо, стыдно, позорно, порочно и т.п.
- предвзято сравнивать себя с теми, у кого другие проблемы - "они лучше, потому что у них этого нет"
- связывать решение проблемы с необходимостью полностью и глубинно себя изменить, трансформировать, переродить и т.п.
- обобщать и расширять сферу действия проблемы, делать ее универсальной - чем-то, что проявляется всегда, везде, со всеми, в одинаковой степени.
Не исключаю, что эти же или похожие способы описания могут быть кому-то в чем-то в какие-то моменты и в каких-то контекстах полезны. Поддерживаю идею, что называть, формулировать и описывать проблему может быть важно и полезно для ее решения. Вопрос в том, как это делать - генерализовать (обобщать, распространять на все сферы жизни) или локализовать (конкретизировать, точно определять сферу и меру действия проблемы). И у каждого способа формулировать есть свои эффекты, в том числе и побочные.