Apr 07, 2020 12:38
Долгие годы нам внушали, что добро - это нечто вроде выгоды: для пользы дела можно лгать и убивать, граница между злом и добром относительна. Отец Павел Флоренский ядовито назвал такой взгляд "этическим монизмом" и отверг его. "Этическому монизму" (т. е. взгляду, что добро и зло - едина суть) официальной философии и ее "метафизическому дуализму" (т. е. резкому противопоставлению духа и материи, пустопорожней болтовне о том, что первично, а что вторично) Флоренский противопоставил "этический дуализм" и "метафизический монизм", т. е. резкое противопоставление добра и зла при признании принципа универсального всеединства, неразрывной связи двух искусственно противопоставляемых субстанций.
Первично добро, и этот принцип русской религиозной философии должен быть принят нами как символ веры. Учиться добру нельзя в одиночку. Кант считал важнейшим условием морального воспитания включенность индивида в этическую общину. Таковой является Церковь. Русская религиозная философия выработала особую категорию для обозначения гармонического слияния общего и единичного - соборность.
Вне собора, вне Церкви воспитать соборность невозможно. Вот почему религия в нашей жизни должна занять надлежащее ей место. Кроме национальной и моральной ипостаси, есть у религии не менее важная, тесно связанная с ними третья сторона - ценностная. "Не хлебом единым жив человек", - сказано в Писании и повторено миллионы раз. Нужна человеку духовная пища, нужна не только его душе, но и физическому организму, материальным его органам.
"Вы ходите в церковь? - спросил меня мой кардиолог. - Если нет, занимайтесь автотренировкой, самовнушением. Человек- не просто биологическая структура, биология зависит от психологии, от жизни души; даже если не считать ее бессмертной, душа есть. Американская статистика отмечает у верующих более легкое течение сердечно-сосудистых заболеваний, чем у неверующих". Аутотренинг успокаивает; повторяя сакраментальную форму "Я спокоен, я совершенно спокоен", можно усыпить себя.
Человеку однако нужна не только пассивная, но и активная гигиена души, не только усыпление, успокоение, но побуждение к доброму делу, просветление чувств, возвышающих, облагораживающих - катарсис; это дает религия. Но как быть тому, кто воспитан в неверии? Комплекс неполноценности, чувство ущербности, здесь недопустим. Как недопустима и игра в религиозность - соблюдение внешней, обрядовой стороны при внутренней пустоте. Воспитывайте чувство благоговения, ценностное переживание иными средствами.
Есть светские святыни. Почитайте их. Ищите в них катарсис. Сродни религиозному чувству переживание красоты. Речь идет не о зрелищах, подчас оглупляющих, унижающих и оскорбляющих человека, а о высоком искусстве. "Красота спасет мир", - уверял Достоевский. "Если у народа нет Бога, у него должен быть Пушкин", - я цитирую фразу, услышанную в музее поэта. Человек, у которого нет святынь, - животное. Так пусть же живет и здравствует та область духовной деятельности, которая включает человека в национальное целое, учит добру, одаряет его очищающей верой в святыни на благо Родине и Человечеству.
А. В. Гулыга. Религия в нашей жизни. Позиция неверующего
Пушкин,
Бог,
добро и зло,
Флоренский