Одни исполняют свои желания без Бога, другие - с Богом. И это определенный уровень духовного развития человека. Не самый высокий.
Мы можем видеть, что сейчас главным образом религия играет эту роль. И люди воспринимают религию именно как способ или средство исполнения своих желаний.
Как недавно во многих западных газетах прошла история одного человека. Западные, да и любые газеты любят печатать истории неожиданного успеха. Этот человек неожиданно разбогател. Страшно разбогател. У него не было ни кола, ни двора, ничего особенного не было, но в какой-то момент на него посыпались миллионы и миллионы. И был он не просто обычным человеком, а был религиозным человеком, пастором. И миллионы на него тоже не просто так посыпались. Миллионы на него посыпались потому что он вдруг, опять же неожиданно для себя, ни на что не рассчитывая, опубликовал маленькую книжечку в 32 страницы.
И книжечка эта состояла из молитвы, которую он отыскал где-то в Библии. В Библии в каком-то разделе есть молитва, где Бога просят о материальном процветании, где специально авторитетные слова приведены как нужно Бога просить, чтобы получить богатство и быть счастливым в этом мире. И этот пастор настолько воодушевился от этой молитвы, что написал свои комментарии к этой молитве, объяснил их как следует и опубликовал книжку. И вдруг эта книжка стала расходиться миллионами.
Он сам не ожидал: «Ну, подумаешь, брошюрка какая-то, сколько книг выходит, пройдёт незамеченной». Но люди миллионами стали покупать эту книгу, он вышел в первую строчку среди бестселлеров и потом на него посыпались письма. Люди стали писать: «Действует, работает!», «Молитва действует!» Я стал читать молитву, купил лотерейный билет и выиграл!», «Я стал читать молитву и у меня прошло повышение по работе!
Сейчас он готовит новое издание этой книги с цитатами из этих писем с подтверждением, что молитва работает. Правда, в одном из интервью он признался скромно, что сам он повторял молитву 25 лет прежде чем она сработала. Каждый день перед сном он её повторял и ждал когда же она сработает. Но сработала в конце концов - миллионы посыпались.
И люди говорят: - Вот оно! Вот она духовная жизнь! Вот она цель нашего духовного существования! Вот они, молитвы к Богу, - они работают! Бог нужен чтобы делать человека счастливым здесь.
Однако проблема этого всего заключается в том, что человек привязывается к тому, к чему привязываться не стоит. Он привязывается к этому бренному материальному бытию. И когда Нарада стал проповедовать сыновьям Дакши, то ему и проповедовать особенно не пришлось. Сыновья Дакши уже готовы были всё это принять. Нарада сказал им некую таинственную загадку и ушёл. Ему не нужно было ничего делать - он увидел этих юношей, которые готовились совершать аскезу, которые были уже готовы воспринять бога и он им просто сказал маленькую загадку, они подумали над этой загадкой, махнули рукой, сказали: «Не хотим размножаться, не до этого, у нас нет времени», - и пошли своей дорогой.
И когда они разгадывали этот ребус, который им дал Нарада, они всё время повторяли одни и те же слова: Ким асат карма бхир бхавет? Как смысл в этой бессмысленной деятельности? Асат - значит нечто нереальное, значит нечто реально несуществующее. Какой смысл тратить свою жизнь, драгоценное время, которое отпущено нам на что-то, что всё равно уёдёт? На что-то, что всё равно мимолётно? Люди хотят найти материальное богатство или поймать за хвост птицу материального счастья, но всё это мимолётно.
Как в 5-й Песне Шримад Бхагаватам деньги и богатства сравниваются с метеором - метеор чиркнул по небу и всё, его нет. На мгновение казалось, что вот он - он светит, он такой привлекательный, но завтра его уже нет. Можно спросить у людей, у которых были деньги, которые в какой-то момент исчезли. Деньги обладают такой способностью - сегодня они есть, завтра их нету, и никто не знает, почему и зачем.
Как в 11-й Песне Шримад Бхагаватам Хамса-аватар проповедуя четырём Кумарам сравнивает это материальное бытиё и материальное счастье со следом, который остаётся ночью… Если мы ночью будем размахивать раскалённой головёшкой, то будет казаться что от неё остался какой-то светящийся след в воздухе. Материальный мир точно такой же - на мгновенье этот свет есть, но в следующее мгновенье его уже нет. Какой смысл привязываться ко всему этому? И многие люди понимают это. На самом деле не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять тленность материального существования. Для этого не надо быть даже бхактой, преданным Кришны. Люди понимают это. У Марка Аврелия есть очень интересное сравнение: «Искать счастье в почестях и богатствах это всё равно, что влюбляться в пролетающих птиц».
<...>
Полностью:
Б.В Госвами ( В.М. Тунеев). SB 6.05.23 (June 2001) South