Проблема нашей несвободы в этом материальном мире - наши материальные привязанности. Достоевский об этом сказал в «Преступлении и наказании». Кто-то читал из вас великого классика? В школе несколько человек читали. Достоевский там очень хорошо об этом говорит. Он объясняет, что заставило несчастного Раскольникова поступать таким образом, он говорит: «Привязанность. Привязанность к матери и привязанность к сестре». «Бхагавад-гита начинается с той же самой проблемы и с той же самой дилеммы. И Кришна пытается дать универсальный диагноз всем нашим проблемам. Все проблемы, которые у нас есть, в том числе и у нас как у членов ИСККОН, в том числе те проблемы, которые мы приобретаем, приходя в, так называемое, духовное движение и занимаясь духовной практикой.
Эта проблема - материальная привязанность. Нужно только понять каким образом материальная привязанность лишает меня свободы. Он говорит, что: «Ты можешь быть абсолютно свободным. Источник твоей свободы, источник твоего блага, источник бесконечного счастья - привязанность к Богу, духовная привязанность. Источник всех твоих проблем, источник всех твоих бед , всей твоей уродливости, извращенности изнутри, какой-то скособоченности, негармоничности, источник приниженности твоего сознания - материальные привязанности. Если ты хочешь избавиться от всех своих несовершенств, - и Шрила Прабхупада указывает это в комментарии, - вот он совершенный уровень сознания, вот он путь к тому, чтобы совершенный уровень сознания обрести. Этот путь называется сознанием Кришны».
Но что такое сознание Кришны нужно понять. Потому что иногда, очень часто, мы, не понимая корня проблемы, начинаем сражаться с призраками. Не с тем, что является настоящей проблемой, а с тем, что нам кажется проблемой. И в результате этого мы не решаем проблему, а только оказываемся в еще более худшем состоянии. Примером этого является трагедия 1998 года. Это форменная трагедия. Потому что многие люди на волне ложной пропаганды, или лжи, которая тогда распространялась, под «каким-то очень интересным «соусом», многие люди буквально погибли. Некоторые даже в чисто физическом смысле погибли из-за этого, другие погибли духовно. Огромное количество людей погубили для себя возможность духовной жизни.
Иногда люди начинают сражаться с призраками, в каком-то смысле там была истина в том, что они делали пытаясь снять эти рамки, но то как они делали и то каким образом это все делалось было абсолютно неправильно. Есть замечательный афоризм, который мне хотелось, чтобы вы, по крайней мере, его унесли отсюда. Этот афоризм принадлежит перу Ежи Леца, польского мыслителя и юмориста, который написал множество замечательных афоризмов. Это один из самых лучших афоризмов, принадлежащих ему. Он сказал: «Перед тем как пробивать головой стенку подумай, что ты будешь делать в соседней камере» :)
Перед тем, как биться головой об стенку, разрушать что-то, затевать все эти вещи подумай, что ты в соседней камере будешь делать, в которую ты попадешь в результате этой тяжелой и кровавой деятельности. И мой семинар будет именно об этом, о том, что мы должны думать. Именно об этом говорит Кришна в этом стихе: «Подумай как следует., Причем не просто так, не поверхностно. Ашешена. До самого конца, чтобы у тебя не осталось никаких сомнений» И вся «Гита» это гимн свободе. На самом деле «Гита» прославляет именно свободу, потому что «Гита» описывает путь разума. А наша свобода как живых существ заложена именно в разуме. Разум это наша способность выбирать. И в этом, собственно, суть свободы.
Мы люди и нам дан этот разум. дурлабха манава- джанама сат-санге. У меня есть эта дурлабха манава - редчайшая человеческая жизнь. Чем она отличается? Именно наличием свободы. Где коренится свобода? В чем она коренится? Где ее причина? В том, что у нас есть разум, в том, что у нас есть способность выбирать, или развитый разум, который и составляет суть свободы, основу, фундамент свободы. И в «Бхагавад-гите» Кришна пытается нам объяснить, что нужно пользоваться этой свободой, или пользоваться разумом. Начиная со второй главы, где Он, собственно, начинает «Бхагавад-гиту», в 39 стихе второй главы, который является переломным моментом, и Шрила Прабхупада описывает это, вот тут Кришна начинает объяснять путь.
До этого Он просто объяснял положение души, то, что душу невозможно уничтожить. 39 стих это одно из начал «Бхагавад-гиты», где Кришна начинает объяснять «Бхагавад-гиту». Что Он говорит? Буддхйа йукто йайа - «Пользуйся своим разумом». Вот она начинается «Гита». «Гита» начинается с этих слов Кришны. Кришна говорит: «Пользуйся разумом, пользуйся буддхи, пользуйся способностью различать». Это то, что Кришна хочет нам сказать. Он не говорит, что Он мог бы сказать. Иногда, очень часто, мы в своей проповеди пытаемся лишить людей свободы говоря: «Кришна великий авторитет». Иногда с этого начинается наша проповедь. Заметили вы это или нет?
Иногда мы начинаем сразу же прибегать к авторитетам. Если мы прибегаем к авторитетам, что это значит? «Негодяи, Кришна великий авторитет, предайтесь Кришне». Мы пытаемся заткнуть людям разум, пытаемся лишить их разума. Кришна никогда Сам не говорит: «Ты, что, вообще, негодяй, неверующий!». Он хотя бы однажды Арджуне сказал это: «Как ты смеешь задавать мне вопросы, негодяй?». Арджуна задает Ему наглые вопросы. С точки зрения обычного рядового члена ИСККОН Арджуна задает совершенно невероятные вопросы. Арджуна говорит Кришне: «Ты что меня путаешь? Что-то такое говоришь непонятное. О чем Ты говоришь?». Арджуна достаточно смело себя ведет. Кришна поощряет эту смелость.
Кришна ждет когда Арджуна скажет: «Да, я все понял», то, что Арджуна скажет в следующем стихе: «Я все понял. Я буду делать как Ты хочешь». И при этом Арджуна сам тоже не следует слепо, потому что в слепом следовании есть корысть. Это, возвращаясь опять же к 1998 году, с которого я начал, люди иногда следуют слепо или слепо принимают авторитет какой-то, потому что, в конечном счете, они хотят подавить свои сомнения и потому, что, в конечном счете, у человека есть эта внутренняя слабость. Как человек следует слепо чему-то, потому что у него есть это внутренняя слабость и он не хочет себе предаться в этой внутренней слабости. «Гита» показывает идеальный пример того, как человек должен сам решать свои проблемы.
Кришна никогда не говорит Арджуне: «Следуй слепо» и Арджуна не пытается слепо следовать. Он пытается все свои сомнения разрешить как следует, должным образом, задает все вопросы, которые нужно задать Кришне. И Сам Кришна объясняет Арджуне этот момент, когда Он в 4 главе говорит: самшайатма винашйати (БГ 4.40) «Для сомневающейся души нет счастья ни в этом мире ни в следующем». Не решение проблемы задавит в себе сомнения. Есть две категории ошибок, которые можно было сделать и эти две категории ошибок описаны в самой первой главе «Бхагавад-гиты». Одна ошибка - это слепое следование. Как по-другому называется слепое следование? Фанатизм.
Фанатичное слепое следование - это один подход к Священным Писаниям, это один подход к дхарме, это один подход к религии, это один подход к духовной жизни - у меня есть сомнения, я пытаюсь их задавить и при этом я слепо буду идти, потому что есть великий авторитет, за которым я иду. И все то, что я буду делать при этом, оправдывается просто потому, что я следую за великим авторитетом. Кришна этого не хочет. Если бы Он хотел этого, Он бы мог с самого начала сказать Арджуне: «Арджуна, ты что? Ты глупец что ли? Следуй за Мной просто, слепо. Я рядом с тобой».
Всё, на этом «Бхагавад-гита» была бы кончена. Арджуна подошел бы к Нему, сказал: «Я не могу сражаться», Кришна бы взял его за грудки, потряс его и сказал: «Все, сражайся».
(Арджуна нахмуренно): «Буду сражаться. Я в Тебя верю» :)
Кришна не хочет этой веры. Он не хочет слепой веры от нас.
Но есть другая проблема связанная с этим, которая тоже является оборотной стороной этой медали, когда человек пытается изобразить свои сомнения, или изобразить свои привязанности, обрядить свои привязанности в какие-то красивые одежды, в какие-то красивые наряды. И когда он пытается убежать от проблемы с помощью псевдорелигиозной фразеологии, когда он пытается скрыть проблему таким образом, под тем что: «Я хороший, я праведный, я буду действовать как я хочу». Иначе говоря, все проблема «Гиты» между двумя этими вещами - между сентиментализмом и между фанатизмом. Кришна говорит: «У тебя не должно быть сентиментальности». Он указывает Арджуне на эту проблему: «У тебя сейчас сентиментальность».
Сентиментальность это значит материальные привязанности. И эти материальные привязанности принимают очень красивые, соблазнительные формы с одной стороны. И с другой стороны есть фанатизм. Кришна не хочет ни того, ни другого. Он хочет, чтобы Арджуна, прежде всего, первое, что он должен сделать, это первое, с чего Кришна начинает «Бхагавад-гиту»…. Что Он хочет от Арджуны и что Арджуна делает? Первое, что Он хочет, чтоб Арджуна проблему свою увидел. Он ставит его (бхишма-дрона-прамукхатах) прямо перед лицом его материальных привязанностей, перед лицом Бхишмы и Дроны. И Он указывает ему на это. И потом, дальше, Он, ставя ему диагноз, будет объяснять в чем суть его проблемы: «Суть твоей проблемы - материальные привязанности».
И первое, что мы должны сделать, это принять проблему, а не убегать от нее. Арджуна пытался от нее убежать. И убежать можно двумя способами: либо убежать под прикрытием того, что я очень хороший. И Арджуна пытался убежать именно таким способом: «Я хороший, я не хочу этой ужасной войны». Другой способ убежать - просто слепо следовать. Кришна не хочет ни того, ни другого. Первое, чего Он от нас хочет, это смелости. И этой минимальной смелости Арджуна отвечает. Минимальная смелость заключается в том, что я принимаю реальность, я принимаю проблему, я смотрю на нее в лицо. Часть наших проблем связана именно с тем, что мы не хотим признаться себе в проблеме.
Бхакти Вигьяна Госвами. Семинар для наставников, Волгоград, 06.01.2006
Полностью