<...>Ади значит, что шикша настоящая, - человек по-настоящему может получать наставления от гуру только тогда, когда он принял дикшу, - настоящая шикша начинается только после дикши, п.ч. в противном случае, тенденция у человека будет искать шикшу, которая мне нравится. Послушал того, послушал того, от этого мне нравится это, от этого мне нравится это - всё собрал вместе и сделал своё собственное учение. Но кришна дикшади шикшанам значит, что сначала человек должен закрепить свою связь и понимать: «У меня есть главный источник шикши». Главный источник шикши - мой дикша-гуру. И прежде всего, я должен понять то, чему учит он, - прежде чем я пойду получать шикшу откуда-то ещё.
Потому что ум человека всё время скачет: сегодня послушал одного, завтра послушал другого, тут понравилось, там понравилось, всё нравится, - никакого толку нет, п.ч. нету предания себя, нету какой-то ответственности в этих отношениях, и поэтому есть формальная церемония дикши, которая означает ответственность. Почему, скажем, во всех традиционных культурах, советуется мужчине и женщине закрепить свои отношения с помощью какой-то формальной церемонии? Потому что это накладывает бОльшую ответственность. А так люди просто живут. Ну и живут - сегодня живут, завтра не живут. Захотели, разбежались - ответственности нету. Поэтому дикша значит ответственность, которая помогает усвоить шикшу по-настоящему. И поэтому Рупа Госвами цитирует следующий стих
<...> ВОПРОС: Вот вы говорили об ответственности, т.е. если люди живут не расписавшись, то это безответственно. Если они расписываются - понятно. А вот дикша? Какая там ответственность?
ОТВЕТ: Вишрамбхена гурох сева.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОПРОСА: И что будет, если он разрушит?
ОТВЕТ: Что будет? В ад пойдёт. (смех) Это факт. Человек, который нарушает эти отношения, которые дали ему всё самое лучшее, - человек очень быстро деградирует. Этот разрыв, во-первых, очень болезненно всегда происходит в человеке, и как правило, он сопровождается какой-то деградацией внутренней. «В ад пойдёт» значит у него начинают развиваться все эти качества, которые даже эту его жизнь адской делают. Разрыв этих отношений превращает уже сейчас его жизнь в ад, потому что всё возвращается с новой силой. Ответственность в этом. «Я принимаю ответственность» - это значит, что я серьёзен. И тут не что-то, - не какие-то страшилки тут, - мы пугаем, - просто это факт.
Эти отношения - залог моего успеха и моего развития духовного. Я буду всё время тянуться, потому что я буду видеть перед собой какой-то идеал, и этот идеал поможет мне идти дальше. И есть люди, которые, скажем так… Дикша - это такая интересная вещь. Это формальность! Суть дикши - шикша. Это важная формальность, но тут в этом стихе, которым Рупа Госвами иллюстрирует это положение, о дикше ничего не говорится, - говорится о шикше. Ошибка, которую часто люди делают, - в том, что они абсолютизируют дикшу: «Я получил дикшу, всё! Всё! На этом мое дело кончено!» Ритвики, - это их ошибка, - они абсолютизируют дикшу, и пытаются получить дикшу от Шрилы Прабхупады, но они не могут получить от него полноценной шикши, п.ч. ум их действует избирательным образом.
Т.е. эта абсолютизация дикши, - ну ладно, об этом мы в следующей части поговорим, - это очень опасная вещь, п.ч. это важная вещь, но главная суть этих отношений всё-таки шикша.
ВОПРОС: Человек, получивший дикшу от гуру и достаточно долго следующий этому духовному учителю, его наставлениям, - потом эти отношения прекращаются, но дикша остаётся в силе. Зачем принимать реинициацию?
ОТВЕТ: Не нужно! Строго говоря, для человека, который понимает, что суть его отношений в правильном получении шикши, - ему не нужно получать снова инициацию, п.ч. инициация - это обряд. Строго говоря, не нужно, - нет необходимости в этом. Но этот обряд, как любой обряд, он помогает человеку зафиксироваться, - только в этом, - помогает человеку сосредоточится на наставлениях духовного учителя, помогает правильно выстроить отношения. Иначе всё равно, человек слегка себя «разведённым» чувствует. Разведённый человек, он всегда чуть-чуть более свободный (смех) в своём сканировании окружающей реальности. (смех) Только в этом! - Если человек чувствует потребность как-то это зафиксировать. А строго говоря, нет. Если нет у человека этого свойства, и он может сосредоточится на шикше правильно, то тогда ему нет необходимости принимать посвящение.
Бхакти Вигьяна Госвами, Семинар «Нектар преданности» - 15, Сочи