Как решить половой вопрос: нужна ли борьба с «проклятым инстинктом» и как уберечься от падения?

Feb 10, 2020 13:40



Пятнадцатилетний мальчик, сын врача Лев Остроумов в письме Толстому от 23 сентября 1907 года спрашивал Толстого, как ему решить половой вопрос: нужна ли борьба с «проклятым инстинктом» и как уберечься от падения? Толстой ответил длинным письмом. в котором изложил свои мысли, и писал: «Заключаю их самым сердечным советом старика к стремящемуся к добру и правде юноше: берегите свою чистоту всеми силами, боритесь с соблазнами и ни в каком случае не унывайте и не спускайте поводья» (т. 77, стр. 209-210).

Зайденшнур Эвелина . Дороги к Толстому: Материалы из архива В. А. Жданова, Новый мир № 8, 1978

Переписка полностью:

Л. Е. Остроумов - Л. Н. Толстому  23 сентября 1907 г.

Зная ваше учение о половом вопросе, я думаю, что один вы можете разъяснить мучающие меня сомнения. Кругом меня нет ни одного свежего человека, и потому я позволяю себе обратиться к вам. Теперь я в трудном переходном возрасте, когда пробуждается проклятый инстинкт, с которым не знаешь, как бороться. Кроме того, является вопрос: нужна ли эта борьба, и следует ли мне итти против природы? Знаю я, что мне ответят наши «ученые» - доктора; знаю я, что скажут «интеллигентные люди», которые сами все поголовно «не без греха». В ваших сочинениях по этому вопросу я нашел такую мысль: «Что делать не павшему еще? Уберегаться всеми силами от падения». (Привожу эти слова не буквально, ибо сейчас нет под рукой этой книги).*
_______________________________________________________________
 *Цитата заимствована из «Послесловия к «Крейцеровой сонате» Толстого.
_______________________________________________________________

Укажите же мне, как уберегаться от падения. Разъясните мне, как вы, считающий общение с природой условием счастья человека, в этом случае идете против этой природы. Я не знаю, что есть истина. Та ли жизнь - жизнь, которую ведут все окружающие меня люди, или та, которую вы ставите идеалом? Я знаю одно, что рассудок мой борется с чувством и теряет понемногу все свои доказательства и силы, смущаемый вдобавок всем тем разгулом похоти, который теперь бушует в нашем обществе. Одно у меня осталось непоколебимое желание - не быть как все, и это желание удерживает меня. Ответьте мне, Лев Николаевич. Так мне хочется пойти по настоящему пути, так не хочется погибать.

Толстой Л. Н. - Остроумову Л. Е*., 26 сентября 1907 г. Ясная Поляна.

Милый тезка Остроумов,
Вчера получил ваше письмо и: спешу ответить. Да, не павшему все силы надо употреблять на то, чтобы не пасть, потому что павшему бороться с похотью несравненно, в 10, в 100 раз труднее, чем не павшему. А бороться, т. е. стремиться к целомудрию, всегда и во всех условиях (женатому так же, как неженатому) всегда необходимо. Вы сомневаетесь, нужна ли эта борьба? Я понимаю ваше сомнение, так как мы окружены людьми, с уверенностью утверждающими, что борьба эта не нужна и «противна природе».

А между тем очень небольшого усилия ума нужно для того, чтобы понять то, что для разумного существа - человека - постоянная, всегдашняя борьба с похотью не только не противна природе, но составляет необходимое условие жизни человека, рассматриваемого не как только животное, а как животное, одаренное разумом. Животное плодится, но излишек размножения умеряется борьбой между разными породами (одни служат пищей другим) и внешними условиями, предотвратить к[отор]ые не во власти животных. Человек же, существо разумное, во-1-х, может заменить борьбу разумным общением с подобными себе людьми и с животными, во-2-х, может противодействовать вредным духовной жизни внешним условиям.

Правда, что человек теперь не пользуется для этой цели своим разумом и истребляет себе подобных, и большое количество детей и взрослых гибнут от голода, болезней, чрезмерных трудов. Но ясно, что придет время, когда люди, разумные существа, перестанут истреблять друг друга и так устроят свою матерьяльную жизнь, что не будут, как теперь, удваиваться в 50 лет, а будут так быстро размножаться, что через несколько сот лет не будут уже помещаться на земном шаре. Что же делать тогда? Убивать худших, или опять вернуться к взаимному убийству?

Всё это невозможно, а главное, не нужно. Не нужно потому, что «природой» вложено в человека вместе с его половым, животным влечением духовное влечение к чистоте, к целомудрию. Чувство это живо во всяком неиспорченном юноше, во всякой девушке, и чувство это хорошее, высокое, к[отор]ое должен блюсти и поддерживать в себе человек всегда и до падения, которое для нравственного человека является в виде брака, т. е. обязательства жить навсегда с одним супругом, и после брака, в к[отор]ом точно так же нужно это стремление к целомудрию.

Так вот, милый тезка, написал вам как попало те мысли, к[отор]ые вызвало во мне ваше письмо. Заключаю их самым сердечным советом старика к стремящемуся к добру и правде юноше: берегите свою чистоту всеми силами, боритесь с соблазнами и ни в каком случае не унывайте и не спускайте поводья. Вы спросите: как бороться? Что делать? Чего не делать? Практические советы вы, верно, знаете, а не знаете, то прочтете во всякой разумной книге об этом: не пить вина, не есть мяса, не курить, не общаться с легкомысленными товарищами и в особенности с женщинами. Это вы всё знаете или можете узнать.  Мой же совет, и, я считаю, самый важный, это то, чтобы понять смысл своей жизни, признав его в исполнении воли бога, а не в удовлетворении своих телесных вкусов, жить больше духовной, а не телесной жизнью.  Ну и прощайте теперь. Желаю вам не переставая работать над собой.

Полюбивший вас Лев Толстой.  26 сент.  1907.

Примечание: Лев Евгеньевич Остроумов (р. 1892) - сын врача, впоследствии писатель (поэт, беллетрист, драматург, переводчик). В 1916-1921 гг. написал роман «День жатвы» (изд. Сабашниковых, М. 1925), посвященный памяти Л. Н. Толстого.

Лев Толстой, целомудрие

Previous post Next post
Up