шрейан сва-дхарма вигунах, пара-дхармат св-ануштхитат |
сва-дхарме нидханам шйрейах, пара-дхармо бхайавахах ||
Половный перевод:
шрейан - лучше [совершать]; сва-дхармах свой долг [в рамках варнашрамы]*;вигунах - неидеально выполняемый;пара-дхармах - чем чужой долг;су-ануштхитат - должным образом выполняемый;
сва-дхарме - [при выполнении] своего долга; нидханам - смерть; шрейах - лучше;пара-дхармах - [выполнение] чужого долга; бхайа-авахак - таит в себе опасность.
____________
Примечание:
*Толкование Шри Мадхусуданы, Шри Баладевы и Шрилы Нараяны Махараджи.
Шри Баладева пишет: «Например, долг брахмана это ненасилие, а долг кшатрии - это насилие. Ничто, кроме вед, не определяет, что есть дхарма, как ничего кроме глаз, не воспринимает форму... Смерть в своей дхарме предпочтительней, поскольку это не влечет нежелательных последствий, дает возможность в следующей жизни следовать дхарме и дарует исполнение желаний. Чужая же дхарма опасна, то есть приносит нежеланные плоды, поскольку может навлечь беду, не будучи предписанной для этого человека. Случай Парашурамы, который, будучи брахманом, вел себя как кшатрия, и Вишвамитры, который, будучи кшатрией, вел себя как брахман, не нарушает этого правила, поскольку в силу их могущества это стало их предписанным долгом. Тем не менее известно, что их осуждали, и они претерпевали трудности. Именно поэтому не раз осуждали Дрону за его кшатрийство».*
_____________
Лучше неидеальным образом исполнять свой долг, чем в совершенстве - чужой. Лучше умереть, исполняя собственный долг в рамках варнашрамы, чужим же путем идти опасно.
Сарартха-варшини-тика (Комментарий Шри Вишванатха Чакравартина):
Кришна видит, что Арджуна не может выполнять свой долг надлежащим образом, сражаясь без привязанности и неприязни, и вместо этого хочет принять чуждый ему путь ненасилия, считая его более легким и в то же время не видя разницы между одним долгом и другим. В данном стихе Кришна отговаривает его: Свой долг, даже сопряженный с какими-то недостатками, даже который невозможно должным образом исполнить, лучше чужого, полного всех достоинств, который возможно исполнить идеально.
Причина этого в следующем: лучше умереть, исполняя свой собственный долг. В "Бхагавата-пуране" говорится: «У древа адхармы пять ветвей: видхарма (деятельность вопреки дхарме); пара-дхарма (выполнение чужой дхармы); абхаса (притворное исполнение дхармы); упама (или упадхарма, то есть следование заповедям, которые напоминают заповеди дхармы, но ими не являются) и чхала-дхарма (следование ложной дхарме). Человек, познавший дхарму, отвергает их как адхарму. (
Бхаг., 7.15.12)
Сарартха-варшини-пракашика-вритти (Комментарий Бхактиведанта Нараяна Махараджа):
Ненасилие предписано брахманам, находящимся в саттва-гуне. Кшатрии же должны сражаться, ибо находятся в раджа-гуне. Для воина нет ничего лучше, чем участвовать в битве, даже если это стоит ему жизни, ибо так он попадет в рай.
Шри Бхактивинода в комментарии «Расика-ранджана» пишет: "Возможно, человек, исполняя свой долг (дхарму), умрет прежде, чем обретет качества, необходимые для исполнения дхармы более высокого порядка. Но это лучше, чем выполнять чужие обязанности, что рискованно при любых обстоятельствах. Однако данное утверждение не относится к ниргуна-бхакти, когда человек без колебаний может оставить свои обязанности, поскольку в нем во всей полноте проявилась его изначальная природа (нитья-дхарма). На этом уровне исполнение обязанностей, связанных с материальными телом и умом, становится занятием, чуждым осознавшей себя души".
Это подтверждается в "Бхагавата-пурана": «Тот, кто безраздельно вручил себя Мукунде - единственному покровителю каждого, и оставил все материальные обязанности, больше никому ничего не должен, будь то боги, мудрены, обычные существа, родственники, друзья, человечество или предки» (Бхаг., 11.5.41)
«Тот, кто еще привязан к плодам своей деятельности и не имеет полной веры в путь бхакти и процесс слушания о Моих деяниях, непременно должен продолжать исполнять предписаниые ведами обязанности. Истинным же бхактам Господа нет необходимости заниматься такой деятельностью» (Бхаг., 11.20.9)
Бхагавад-гита в традиции бенгальского вайшнавизма. В трех томах. Том 1. (главы 1-6). Перевод Радхи Блиндерман
***************************
Комментарий Шридхары Свами (Рудра Сампрадайя):
Каждый должен заниматься своими обязанностями, преодолевая свои обычные склонности, которые даже видны в природе животных. Кто-то, возможно, хотел бы поменять свои обязанности на другие, но очень рискованно, чтобы обязанности, которым он никогда не обучался, будут столь же успешными, как и обязанности, в которых он хорошо разбирается. Занимаясь своим собственным долгом, человек обладает правильной внутренней ментальностью, чтобы выполнить его; но для выполнения чужого долга правильная внутренняя ментальность не присутствовала бы, даже если бы внешнее действие было выполнено идеально. Может возникнуть беспокойство или нерешительность, а также вопросы, касающиеся некоторых аспектов чужого долга, и нерешенность этих вопросов приведет к внутреннему конфликту, который очень вреден для осознания и реализации атма-таттвы или реализация души. Таково значение слов Господа Кришны.
***
Мадхвачарья Комментарий Мадхвачарьи Брахма-вайшнав Сампрадайя:
В этом стихе Господь Кришна подчеркивает тот факт, что человек должен выполнять обязанности, которые он уполномочен выполнять в соответствии со своим рангом и положением в обществе. Арджуна был царственным принцем, воспитанным и обученным силой своей мощи поддерживать и защищать дхарму или праведность, и хотя война влечет за собой ужасные страдания, Арджуне было необходимо и уместно участвовать в ней.
***
Комментарий Рамануджи (Шри Сампрадайя):
По очевидным причинам выполнение собственной дхармы или праведных обязанностей в соответствии с карма-йогой или действий, выполняемых в соответствии с предписанными ведическими наставлениями, является наилучшим путем для следования, даже если они и не обладают большими добродетелями. Выполнять свои собственные обязанности безопасно, легко и естественно в карма-йоге. Но тем, кто обманут пракрити или материальной энергией и идёт путём более высокого порядка - джняна-йогой или развитием ведического знания, чрезвычайно трудно достичь успеха.
Есть много опасностей на пути джнана-йоги, хотя этот путь короче пути карма-йоги. Путь карма-йоги выполняется человеком наиболее легко, как это естественно подобает человеку, выполняющему его. Даже если смерть наступит раньше, чем у человека появится возможность достичь цель жизни и достичь мокши или освобождения из цикла рождения и смерти, тем не менее, его прогрессу не препятствуют никакие препятствия и даже смерть, поскольку его достижения проявятся в следующей жизни с того места, где он остановился в прошлой жизни, и продолжит её. В то время как тот, кто, хотя и обманут пракрити, все равно пытается практиковать джняна-йогу, окружен опасностями и препятствиями на своем пути, которые мешают ему легко принять и применить на практике культивирование ведической мудрости.
***
Комментарий Кешавы Кашмири (Кумара Сампрадайя):Не следует предполагать, что человек, воздерживающийся от воинского пути, чтобы вести аскетическую жизнь ненасилия, медитации, добродетели и самоудовлетворения, кажется более достойным поклонения Верховному Господу. Какова же цель воинского долга - совершать жестокие поступки на поле боя в погоне за победой и самосохранением? Предвидя такое сомнение, Господь Кришна утверждает, что лучше следовать своим собственным обязанностям в соответствии с положением своего сословия и уклада, как это и предписано ведическими писаниями. Потому что исполнять чужие обязанности запрещенно в ведических писаниях, ибо чревато опасностями. Согласно наставлениям из Священных Писаний: Тот, кто освобождает себя от своих предписанных ведическими писаниями действий, никогда не может выполнять предписанные действия более высокого уровня. Такие действия запрещены.
Источник на ангийском ***
Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж. Бхакти-шастры. Лекции по 3 главе "Бхагавад-гиты":
Текст 35. шрейан сва-дхармо вигунахпара-дхармат св-ануштхитат
сва-дхарме нидханам шрейах пара-дхармо бхайавахах
Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие.
Лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, ибо этот путь чрезвычайно опасен.
Нидханам шрейах - лучше погибнуть, исполняя свой долг, чем заниматься чужой деятельностью, потому что чужая деятельность опасна.
И Шрила Прабхупада объясняет:
Каждый должен выполнять свои собственные обязанности, пытаясь развить в себе сознание Кришны, и не браться за чужое дело. Материально обусловленным людям шастры предписывают обязанности, соответствующие психическим и физиологическим особенностям таких людей, которыми их наделяют гуны материальной природы. Духовные обязанности определяет духовный учитель, и они связаны с трансцендентным служением Кришне. Любые свои обязанности, и материальные, и духовные человек должен выполнять до конца жизни и не брать на себя чужих обязанностей. Наши материальные и духовные обязанности могут отличаться друг от друга, но, выполняя их под руководством опытных наставников, мы всегда получим только благо.
Тут закладывается очень важный принцип то, что следование, подчинение какому-то авторитету всегда хорошо. И давайте перечислим причины, почему Кришна говорит, по каким причинам лучше выполнять свои обязанности несовершенным образом, чем чужие, но в совершенстве. Какие это причины? Психофизические особенности человека. Но давайте все-таки начнем с первого. Сам принцип следования авторитету всегда благотворен для человека. То есть, что это реально значит?
В конечном счете, о чем тут говорится, руководствуясь своей прихотью при этом, я хочу исполнять чужой долг, чужие обязанности или принимаем чей-то более высокий авторитет. Если мы руководствуемся прихотью это плохо для нас как для личности. И, в конце концов, мы будем руководствоваться этим во всех остальных ситуациях, это будет не очень благотворно сказываться для нас. В, конце концов, это приведет к хаосу, это прямая дорога в ад. Мы привыкнем действовать по своей прихоти: «мне просто так хочется». Тогда как принцип следования авторитету благотворен для нас, как для формирования личности. Если мы формируемся как личность и следуем при этом авторитетным указаниям, то это благотворно для человека. В нем воспитываются очень хорошие качества: качества смирения, качества разума, в конечном счете. Вторая причина? Социальная причина.
Так, брахман, находящийся в гуне благости, не должен совершать насилия, но оно вполне допустимо для кшатрия, находящегося под влиянием гуны страсти.
Есть определенное социальное устройство, социальная структура. Поэтому, находясь в пределах этой социальной структуры, будем исполнять свой долг, то мы помешаем всем остальным. Это вторая причина. И, наконец, третья причина, то, что в конечном счете, делать это очень трудно. И почему это трудно делать? Мы определенным образом обусловлены. Суть-то в том, что человек, который не исполняет свой долг, не свое дело, не может быть полностью удовлетворен.
Его ум не занят этим полностью. Когда человек занимается своим делом, что происходит? Его ум полностью в это поглощается. Так как ум становится удовлетворенным, спокойным, то в результате этого он становится счастливым сам. Суть в том, когда человек занимается своим делом, его ум может целиком уйти в это дело. Тогда как не занятый ум… Если, например, я интеллектуальный человек, меня поставили на какую-то физическую работу, я могу это хорошо делать. Любой человек, более высокий по уровню, может заниматься деятельностью низкого порядка. Но его ум не будет целиком занят. Так как ум не будет целиком занят, в конце концов, он будет несчастлив. Это вызовет всевозможные болезни и все остальное.
Как у украинского философа Григория Сковороды есть очень хороший афоризм. Он говорит: "Спасибо Тебе Господи за то, что Ты сделал все нужно для меня легким, а все ненужное тяжелым". Все чем я должен заниматься, мне делать легко, это естественная вещь. И этим я и должен заниматься. Все что мне не нужно, мне трудно этим заниматься, и собственно, мне и не нужно этим заниматься.
Кришна говорит Арджуне: "Ты уйдешь в лес, ты сядешь медитировать и о чем ты будешь медитировать? Ты будешь думать, как срубить головы, как пустить стрелы. Ты все равно будешь думать об этом. Твой ум определенным образом приспособлен для этого". Какой хороший пример в этом случае приводят из "Махабхараты"? О том, что выполнение чужого долга опасно? Даже хорошее выполнение чужого долга опасно. Дрона. Суть в том, что в один прекрасный момент, когда Ашвадхама как бы был убит. Когда Дрона узнал о том, что Ашвадхама был «убит» по милости Кришны и Юдхиштхиры, то страшно разгневался, и стал выпускать божественное оружие, оружие полубогов, которое нельзя применять по отношению к простым смертным.
По принципам ведения боя, кшатрии могли выпускать его, против того человека, который обладал теми же самыми способностями. Если Арджуна сражался с обычным человеком, он не имел право выпускать против него мистическое оружие. А Дрона забыл обо всем этом. Он стал выпускать это оружие и люди стали гибнуть. Таким образом, он это нарушил. И объясняется, потому что он не был кшатрием. Он не смог сдержаться. Кшатрий очень сильно владеет собой. Он даже в этой гуще битвы не потеряет голову. Он знает, чего я могу делать и чего я не могу делать. Точно также как брахман, когда он занимается своим делом, он тоже не потеряет голову. Но когда он занимается чужим делом… Тут говорится: "Опасно исполнение чужого долга, потому что, занимаясь не своим делом, человек может очень легко потерять голову".
Долг подобен лекарству, которое предписывает врач и оно действует благотворно только на того, кому оно предписано. Долг очень индивидуально предписан. Одно лекарство хорошо одному, другое лекарство хорошо другому.
Как узнать? Та деятельность, которой мы можем заниматься практически бесконечно и не уставать от нее. Если мы каждый день можем заниматься этим. Если человек получает удовлетворение от этого, это наша деятельность. Если какой-то деятельностью мы занимаемся, хорошо ее делаем, но все время думаем: "Когда же это кончится, когда бы мне перейти на другой этап". Это не наше дело. Ум наш полностью удовлетворен, он занимается этим. И он получает полное удовлетворение от этого.
Можно спросить совета у более опытного человека. Есть определенные тесты, которые могут помочь. Но людей, как магнитом притягивает к этой деятельности. Не нужно все перепробовать, он сам знает что делать. Если духовный учитель хорошо понимает его природу, и он сам понимает свою природу, то никаких противоречий не будет. Если есть противоречия, либо он не понимает свою природу, либо еще что-то.
До этого Кришна говорил вот в этих стихах, Он подчеркивал, что ты должен исполнять свои обязанности. Ты должен исполнять, это единственный путь. Не нужно расстраиваться, если ты не можешь это сделать совершенно. Пусть ты делаешь это несовершенно, главное следуй своему долгу. И Кришна очень сильно объяснял это Арджуне. И мы можем знать, мы слышим что-то, кто-то нам проповедует: "Делай, делай как нужно". И мы можем загореться, у нас может возникнуть вдохновение. Да, я буду это делать. Но, когда доходит дело до дела, так или иначе, человек срывается.