Вопрос: А как бы Вы могли бы прокомментировать такой тезис о том, что все мировые религии, утверждающие то, что человеку суждено один раз родиться и один раз умереть, - это либо религии, которые ориентированы на часть населения, неспособного воспринять знание «Вед» во всей полноте, либо это просто грандиозный обман населения и эти религии просто как инструмент для удовлетворения низменных потребностей людей, которые живут на уровне своих пороков?
Ответ: Я разговаривал с одним священником. Он говорит, что: «Большая часть из нас, людей профессионально занимающихся религией, втайне признает переселение души. Но мы сознательно не проповедуем это по очень простой причине, потому что мы боимся, что люди совсем расслабятся». То есть там немножко странная логика и она мне тоже не до конца понятна. Но у них представление такое, что если человеку сказать, что он может рождаться снова, снова и снова, то он вообще ничего делать не будет для Бога, скажем так. Поэтому ему говорят очень жестко, очень строго, дескать, «вот одна жизнь и как ты ее проживешь либо вечные муки, либо вечные наслаждения.
И поэтому нужно прямо сейчас взяться». Они говорят, что мы просто знаем русского человека. И чтобы, так сказать, русскому человеку поставить жесткие рамки, говорим: «Все, у тебя только один шанс есть». Но, на самом деле, с точки зрения логики, это абсолютно нелогично. Потому что, ну как может милосердный Бог дать душе только один шанс? Короткая жизнь, за которую все нужно решить. И все, что я делаю на протяжении этой жизни, либо принесет мне вечные наслаждения, либо приводит меня к вечным мукам. И это тоже совсем несоразмерное наказание. Что-то я делаю в течение какой-то жизни, причем даже старты то у нас разные. Кто-то рождается в более благочестивой семье, а кто-то рождается в менее благочестивой семье, как бы и спрос с него меньше. Но тем не менее эти представления нелогичные они там есть.
И они оправдывают это именно вот этим. Они говорят, что если людям вообще сказать, что они могут в следующий раз, еще раз, еще раз, еще у них шанс будет, то тогда они вообще ничего делать не будут.
Вопрос: Это касается только русских людей?
Ответ: Я разговаривал с русским священником, он мне именно так объяснил. За что купил, за то продаю. То есть это его объяснение. Он сказал, что: «Я в глубине души верю в это и понимаю, что это единственно логичное объяснение. Но, при этом, у нас есть «линия партии» и мы ее проводим». То, что он мне сказал.
Вопрос: А Ваше мнение по этому поводу?
Ответ: Я не хотел бы высказывать какое-то мнение. Тут что было? В свое время, например, Ориген, которого православная церковь не признает, но западная, католическая церковь в большей степени признает. Человек в высшей степени достойный.
Он говорил о воплощении души и очень обоснованно доказывал это. Но был Никейский (или еще какой-то Собор) и одна из вещей, которая там обсуждалась, это реинкарнация. Так или иначе отцы церкви сказали: «Нет, не принимаем». Хотя вопрос этот обсуждался и некоторые раннехристианские течения признавали это. Они это опровергли и все остальное это уже какая-то традиция, которая возникла. Какие у них были при этом аргументы, чем они руководствовались мне трудно сказать. Я не настолько хорошо знаю историю церкви, историю этих Соборов. Я немножко читал про историю Соборов. И с тех пор поэтому Ориген для них самая большая проблема.
Потому что с одной стороны это великий святой, великий философ, человек, который очень много заложил в формирование христианства, а с другой стороны откровенный еретик. Поэтому они говорят: «Он святой, но при этом еретик. То есть вот эта часть его учений еретическая и ее нужно отвергнуть». Но нужно понимать, что в каком-то смысле христианство феномен исторически сложившийся. Он развивался на протяжении какого-то времени и, собственно, философскую базу под него подводили люди гораздо более позже пришедшие. Через много сотен лет после Иисуса Христа сформировалась сама философия и этиология этого всего. Восточная церковь пошла по пути Платона, западная больше приняла доктрину Аристотеля. Это в каком-то смысле не от Бога, а уже от людей. Какие у них были мотивы? Что я могу на это сказать.
Вопрос: Ведическая культура сама по себе не боится, что человек расслабится?
Ответ: Нет, не боится. Во-первых, все равно, даже если бы мы боялись, это не достаточная причина для того, чтобы скрывать правду. Я могу как угодно к этому относиться, но это факт перевоплощения души не отменяет. С одной стороны. С другой стороны представление о перевоплощении души дает человеку очень важный инструмент. Если у человека есть разум, а, собственно, ведическая культура ориентирована на людей с разумом. Она сформировалась среди людей, которые озабочены вопросами поиска Бога и природы духа испокон веков. Это очень древняя традиция. По прежнему в Индии есть йоги, которые занимаются йогой в Гималаях, чтобы найти дух, свою душу, чтобы получить этот мистический опыт бытия вне тела, вознесения над телом. И сейчас они есть, их полно.
Она прежде всего ориентирована на людей с разумом. И, в любом случае не важно с кем мы разговариваем, человеку нужно правду сказать. Что он с этой правдой будет делать это уже его дело. Скорее всего он просто не примет ее. Но это факт, который подтвержден огромным, даже экспериментальным материалом. В Америке есть ученый Ян Стивенсон. Он работает в Верджинском университете. Это один из самых престижных университетов. И его тема именно изучение различных опытов, так называемой, реинкарнации, когда он документирует различные случаи когда люди вспоминают. В начале наука и его сотрудники смотрели на него с огромным скепсисом. Его не признавали, его затирали.
В течение тридцати лет он этим занимается. Сейчас он уже практически признан. Это один из самых престижных университетов в Америке. И они просто ничего не могут сделать, потому что слишком много фактов у него накоплено. Как бы они ни хотели к этим фактам относиться, нравятся им эти факты или не нравятся, факты упрямая вещь - они есть. Он пришел как ученый, как психолог, как медик, я не знаю кто он по специальности, но он этот огромный материал накопил и с ним ничего не возможно сделать, снимки, истории все остальное, факты того, как люди начинали говорить на каких-то не понятных языках, причем свободно.
И они при этом, есть какая-то теория, которая все равно отрицает душу, говорят: «Мы что-то считываем из какой-то информационной сферы. Человек родился, мы ее считали…». Это всего лишь замысловатое объяснение очень простой вещи, которая всегда во всех духовных традициях была. И это гораздо более логическое объяснение. И более того, с помощью всех этих информационных уловок, того, что мы считываем это откуда-то, все равно нельзя всего объяснить. Тогда, как очень логическое объяснение приходит в результате просто понимания в науке. Есть «Я» - наблюдатель. «Я» наблюдаю за изменениями и изменения меня волнуют, потому что сам я неизменный.
Почему у человека возникают эти кризисы? Именно потому, что он сам неизменный и он не понимает «Почему это я меняюсь?». Он не может с этим смириться. Потому что, опять же по определению духа, которое дается в Ведах, а в Ведах дается могущественное определение духа, которое нигде в других писаниях не дается. Говорится, что дух имеет три характеристики, кардинальным образом отличающие его от материи - дух вечен, дух обладает способностью сознавать свое существование и существование мира, то есть взаимодействовать с этим миром ( у него есть способность сознавать) и дух исполнен блаженства, дух может испытывать ананду или счастье.
Есть эти три характеристики духа, которые отличают дух от материи. Теперь, трагедия человека заключается в том, что дух помещен в материю, а материя - не вечна, она бесчувственна. Она постоянно помещает нас в какие-то неестественные для нас условия. В этом то и трагедия материального существования, что вечная частица, исполненная знания и блаженства, помещена в атмосферу не вечности. И, собственно, Веды, помимо того, что они говорят о самсаре, о круговороте души, о перевоплощении, они говорят, что в конечном счете душа должна вернуться в то место, где она будет соответствовать своей изначальной природе, где не будет этого конфликта между моей духовной природой и материальным окружением, где моя вечность, знание и блаженство будут реализованы в полной мере. Есть не предел, есть беспредельный духовный мир, иная сфера бытия, иной принцип бытия, мир или иная сфера бытия, где все основано на других принципах.
Реинкарнация. Бхакти Вигьяна Госвами, Диск 69, л. 9, Омск (8.08.2005)