Диктор: Дорогой Сухотра Свами Махарадж, что Вы можете сказать по поводу того, что христианство постепенно теряет свое влияние на современное материалистическое общество?
Сухотра Свами: В действительности, если мы изучим историю христианства, то заметим, что в течение двух тысяч лет с ним происходили определенные изменения. Например, 500 лет назад произошла реформация, благодаря которой учение Христа было полностью изменено. Это была попытка приспособить его учение к современному обществу, и это происходило вплоть до нашего времени. На Ваш вопрос: "Почему христианство теряет силу как доступная духовная альтернатива современной материалистической цивилизации?", - я бы ответил, что в действительности именно христианство в своих искаженных формах и является причиной существования нашего материалистического общества. Современный материализм является всего лишь результатом определенного развития христианства. Термин "развитие" можно рассматривать как отклонение. Христианская церковь отклонилась от изначального учения Иисуса Христа, что привело к бездуховности.
Диктор: Не могли бы Вы уточнить, какие произошли отклонения и последствия.
Сухотра Свами: Это достаточно глубокая и сложная тема. Вкратце, христианство в своей изначальной форме было очень аскетичной религией. Любой ученый, изучающий раннюю историю христианства, может это подтвердить. В первые 300 лет после ухода Христа христианство не было организовано так, как в наши дни. Тогда не существовало органа под руководством архиепископа или некто в его роде.
Группы христиан были разрознены, они просто старались следовать Христу и Его учению, не отклоняясь от указаний своих предыдущих учителей. Некоторые из этих групп особенно отличались своим аскетизмом и глубоким пониманием духовности, которое перекликается с учением сознания Кришны. В частности, вера в перевоплощение души. Некоторые активные группы верующих были убеждены в перевоплощении души. Существовали также христиане-гностики, которые впоследствии были объявлены еретиками. Но в те времена они считали себя христианами, и люди в обществе принимали их за таковых.
Также были христиане, которые верили, что одной из самых важных причин явления Христа была в том, чтобы остановить жертвоприношения животных. Об этом, кстати, можно прочитать в самой Библии. В Новом Завете есть утверждение, что Христос пришел, чтобы прекратить жертвоприношения животных, которые практиковались в иудаизме еще со времен Моисея. Современные христиане соглашаются с этим. Но некоторые из ранних христиан пошли дальше, они утверждали, что Христос отвергал не только жертвоприношения, но и поедание их плоти.
Существуют древние версии Нового Завета, которые сейчас известны как Апокрифы, гностические тексты. Они содержат ясные утверждения на этот счет. В них описывается вегетарианство, перевоплощение и то, что конечная цель религии состоит в освобождении души из цикла рождений и смертей. Этого можно добиться лишь принятием учения Христа, но не внешне, а если практически последовать ему. Ранние общины гностиков прославились своим строгим следованием принципам аскетизма и отречения. Они занимались воспеванием имен Бога. Таковы некоторые из самых ярких аспектов практики так называемых гностиков. Восточные христианские традиции, которые можно увидеть в наше время в Греции, России, Болгарии, сохранили в себе некоторые их черты.
Монахи принимают обеты воспевать имя Иисуса на всю оставшуюся жизнь и верят в то, что благодаря воспеванию Его имен произойдет феномен, известный как теосис. Это означает, что человек входит в дух Бога и одухотворяется. Вот таким было христианство в своем первоначальном виде. Но события так развернулись, что в четвертом веке после ухода Иисуса Христа было организовано всеобщее христианское собрание, которое называлось "Собрание Мессии". Организаторами, в основном, выступили римские христиане.
Поскольку в то время их поддерживал римский император Константин, который был обращен в христианство, они смогли политически покорить другие христианские общины. Именно так Римское христианство стало доминирующим. Насколько мне известно из истории, Римское христианство допустило, по сравнению с другими общинами, больше всего компромиссов. Из истории мы знаем, что христианство в Риме сталкивалось с большими трудностями. Как результат - возникла необходимость в компромиссах, в частности для того, чтобы обратить в христианство императора Константина, который строго контролировал дела в Церкви. В римской истории он прославился за свою грубость и варварство.
Поэтому для обращения этого языческого императора в христианство понадобились определенные политические маневры и компромиссы со стороны римских священников. И, таким образом, эта форма религии, содержащая в себе все эти компромиссы, стала государственной религией Римской империи. Для других групп христиан это повлекло гонения и мучительные казни. Итак, первая узаконенная христианская церковная организация содержала в себе отклонения от древних принципов аскетизма и духовности.
По мере развития христианства, римляне организовывали все больше и больше такого рода собраний. В шестом веке одно из них было проведено в Константинополе. В этом собрании были объявлены анафемой работы Оригена, записанные им во втором-третьем веках, которые содержали в себе очень важные аспекты учения Христа: идею перевоплощения души через различные формы жизни. Также в этих работах говорилось, что если в человеческой форме жизни человек становился искренним христианином, то после смерти он мог попасть в небесное царство. Итак, все эти фундаментальные работы огромной важности были объявлены Церковью анафемой, ересью.
По мере развития истории, можно наблюдать, как организованное (Римское католическое) христианствостановилось мощной политической организацией, оставляя позади идеи духовного развития человечества. Результатом таких метаморфоз были общечеловеческие трагедии, инквизиция и т. д. Ведь они всегда были озабочены только тем, чтобы не потерять свою власть. Еще одним важным историческим моментом является уничтожение средневековой общины, известной как "Катары". Катары пытались возродить древний гностицизм, вегетарианство, учение о перевоплощении. Надо ли говорить, что все они были безжалостно уничтожены. Таковы лишь некоторые из страниц истории, любой может прочесть об этом.
Все это, накапливаясь, привело, в конце концов, к восстанию и реформам, которые возглавил Мартин Лютер и другие. Но, к сожалению, вместо того, чтобы вернуться к древним христианским традициям, таким, как аскетичность, простота и глубокая духовность, Мартин Лютер сосредоточился на более простых интерпретациях и на свободе от авторитарности. Конечно же, в учении Мартина Лютера до какой-то степени присутствовали простота и аскетизм (по сравнению с тем, что было в то время). В то время католические священники были обыкновенными материалистами, они накапливали огромные богатства, имели связи с женщинами, жили в роскошных дворцах и т. п.
Движение Мартина Лютера имело результатом определенные реформы для того, чтобы священники и пастыри стали уважаемыми в обществе. Но в целом он пошел на компромисс с большинством из первоначальных христианских традиций. Он сделал это, так как боялся, что никто этому не будет следовать - вот что было проблемой. В Церкви имелись правила и руководства, которым люди были не способны следовать. Он думал: "Зачем же беспокоить их?". Поскольку люди не могли следовать правилам и предписаниям, со временем появилось множество толкований, и Лютер решил упростить принципы христианства.
Так возникло протестантство. Протестантское понимание христианства подпало под влияние очень материалистичных идей. Например, в протестантской традиции понятие о вечной душе полностью отвергнуто. Протестантское движение очень быстро раздробилось на множество других сект. Некоторые лидеры протестантства, вслед за Лютером, выдвигали идеи того, что человек является телом, а тело появляется из чрева матери, и душу нельзя отделить от тела. Поэтому нет разницы между душой и телом, а когда человек умрет, его тело будет просто закопано в землю. Но в будущем, говорили они, настанет день, они называли его "днем славы", когда могилы откроются и тела христиан обретут райские очертания и вознесутся на небеса в своих же физических телах. Вопрос: "Учил ли этому Иисус?". Ответ: "Это искажение слов Христа".
Существует множество проблем, связанных с Новым Заветом. Во-первых, кто может утверждать что же на самом деле говорил Христос? Новый Завет не был записан во времена жизни Иисуса Христа. Христос владел арамейским языком, он не разговаривал на греческом. Однако Новый Завет, который мы имеем сегодня, происходит из Греции. Никто сейчас не может определенно назвать автора Нового Завета. Новый Завет содержит в себе четыре книги: От Матфея, От Марка, От Луки и От Иоанна, но ученые не совсем уверены, что именно эти личности являются непосредственными авторами.
По этому поводу существует множество разногласий. И по этой причине никто не может определенно утверждать: все, что описывается в Новом Завете, действительно является именно тем, что говорил сам Иисус Христос. Более того, кто может понять истинный смысл Его утверждений? Что же касается Нового Завета, то один исследователь Бернард Джордж Кумел в своем введении к нему пишет, что Новый Завет является миссионерскими записями, которые предназначены, цитата: "Самое главное предназначение в том, чтобы пробудить веру".
Итак, Новый Завет является Евангелием, что в переводе с греческого означает "Благая новость". Это просто призыв к тому, что надо спасаться немедленно, где не вдаются в философию и в глубокие метафизические истины. Иисус сам говорил своим ученикам: "О многом должен вам сказать, но сейчас вы этого не поймете. Но когда вы приидете в небесное царство, Я открою вам больше". В книге от Иоанна утверждается, что существует много того, что совершил Иисус, но если написать об этом, то и целого мира не хватит, чтобы вместить в нем содержание этой книги. Есть столько информации о жизни Иисуса, которой нет в самом Евангелии. Иисус Христос также изъяснялся притчами для людей своего времени.
Он говорил: "Слушая, они не слышат, смотрят и не видят". То есть очевидно, что люди в эпоху прихода Иисуса Христа были очень неразвиты, и ему приходилось говорить в соответствии с их уровнем. Павел также пишет в Послании к коринфянам: "И я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах. Потому что вы еще плотские. Ибо есть между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, не по человеческому ли обличью поступаете? Ибо, когда один говорит; "Я Павлов", а другой: "Я Аполлосов", то не плотские ли вы?".
Итак, это из первой главы Послания к коринфянам. Здесь Павел говорит, что христиане его времени были глубоко привязаны к своим телам, поэтому ему приходилось учить их чрезвычайно простым истинам. Для того, чтобы прийти к каким-либо духовным заключениям на основе современного Нового Завета, который происходит от неизвестного источника, который прошел через множество процессов перевода, толкований и переизданий, я думаю, надо воспользоваться другими источниками, кроме Нового Завета. Поэтому давайте проследим за историческим развитием учения Христа и особенно - за появлением манускриптов в древней церковной истории, которые содержат в себе отрывки, записанные на арамейском - языке Иисуса Христа.
Они не происходят с греческого, а с языка, на котором говорил Христос. К таким отрывкам относятся и записи Марка, одного из главных учеников Иисуса, но эти записи сегодня причисляются лишь к Апокрифам. Итак, чтобы обрести более ясную картину того, о чем учил сам Христос, нужно изучить период раннего христианства. А не руководствоваться современными интерпретациями Библии, которые являются чрезвычайно материалистичными.
Диктор: Итак, происхождение христианских писаний проблематично. Находим ли мы такого рода проблему в отношении происхождения Вед? Как Вы можете доказать, что Кришна говорил именно то, что сейчас записано, как Его слова?
Сухотра Свами: В Индии существует традиция гуру-парампары. Гуру-парампара означает, что Писания передаются в ученической преемственности от гуру к ученику. Одной из основных функций гуру-парампары является сохранение первоначальных текстов Писаний и их комментариев. У меня есть хороший друг-индолог, работающий в Боннском университете в Германии, его зовут Тилак Рафи Чопра. Он рассказал мне, что в Индии как-то были обнаружены очень древние манускрипты Риг-веды, не отличающиеся даже одной буквой, даже одним санскритским иероглифом от Риг-веды, которой сейчас пользуются современные брахманы при проведении обрядов.
Но помимо сохранения изначального смысла Ведических текстов, ачарьи (ачарья - это тот, кто учит собственным примером) сохранили истинный дух Писаний. Мы можем видеть, что истинные духовные учителя передают это знание без искажений, и оно передается так уже в течение 5000 лет. К сожалению, таких традиций нет в современном христианстве. Священники и пастыри живут обычной мирской жизнью, они не показывают на собственном примере и не живут сами в соответствии с принципами отречения, о которых учил Христос.
Давайте говорить прямо: Иисус Христос был революционером своего времени. Он говорил своим последователям, чтобы они оставили дома и последовали за Ним. Есть один знаменитый стих от Матфея, в котором Он говорит своим последователям, что если кто-то привязан больше к своей матери и к своему отцу, чем к Нему, то они затеряются в этом мире, поэтому лучше оставить свою семью. Но если бы это проповедовалось священниками в наши дни, то привело бы к большим проблемам в современном христианском мире. В то же время, в Индии мы все еще можем встретить людей, ведущих жизнь на основе духовных принципов, не содержащих в себе компромиссов. И нет разницы между тем, чему учат в Индии духовные учителя, которые строго следуют Ведической традиции, и тем, чему учил на практике сам Иисус Христос.
Диктор: Да, но похоже, что большинство христиан не согласится с этими утверждениями, не так ли? Сухотра Свами: Возможно. Но это можно доказать. Это можно доказать на основе самой жизни и учения Христа. Однако если мы будем ссылаться на доказательства Библии в ее современном варианте, который проповедуется священнослужителями, то многие разумные люди не согласятся с нами. Диктор: Как можно доказать, что то, что говорил Кришна, говорил именно Он?
Сухотра Свами: Доказательство можно увидеть на практике. Как я уже говорил, существует традиция Гаудия вайшнавской сампрадайи, к которой принадлежит наш духовный учитель Шрила Прабхупада. После него остались ученики, проповедующие сейчас. Нам дан процесс. Процесс бхакти-йоги, который основан на том, чему учил Кришна 5000 лет назад в "Бхагавад-гите". Мы, как последователи движения Сознания Кришны, утверждаем, что если вы повторяете маха-мантру Харе Кришна и следуете регулирующим принципам: не едите мяса, не занимаетесь незаконным сексом, не принимаете интоксикаций, не играете в азартные игры, тогда вы в своей жизни подниметесь над телесной концепцией, почувствуете Нектар вечности и осознаете свои взаимоотношения с Верховной Личностью - Господом Кришной.
У Кришны много имен. Если желаете, можете обращаться к Кришне, как к Иегове или к Аллаху - у Него неограниченное число имен, об этом сказано в Ведических писаниях. Мы обращаемся к Нему как к Кришне потому, что "Кришна" означает - Всепривлекающий. Бог действительно является Всепривлекающим, поскольку Он объект любви для души, и мы можем испытать любовь Бога к нам во всей красе и блаженстве, следуя наставлениям Кришны, данным Им в "Бхагавад-гите". Вот что такое, по нашему мнению, доказательство.
Например, у вас есть какие-то детали от двигателя, но вы не знаете, как их собрать, чтобы двигатель заработал. Я могу дать вам инструкцию, и, если вы последуете ей, двигатель заработает. Итак, поначалу вы не знаете, как это сделать, но нужно обладать хотя бы небольшой верой. Вам подсказали, но если вы скептик и отвечаете: "Ну, я не уверен, что это хорошая инструкция. Я думаю, что эта инструкция относится к чему-то другому. Постараюсь-ка я лучше сам разобраться", - так вы никогда не достигнете успеха. Но если вы обладаете верой и верите наставлениям инструкции, и действуете в соответствии с ней, то вы увидите, как все детали встают на свои места. И, в конце концов, вы поворачиваете ключ зажигания и двигатель запускается.