Обзор семинара

Nov 13, 2019 10:48

Итак, в эти несколько дней мы обсуждали, что такое ИСККОН и Джи-Би-Си. Рассматривали виды правления, обязанности разных ашрамов, обязанности перед карми. Мы находили отличия между старым ИСККОН и новым, который только развивается. Обратились к исследованию Бёрка Рочфорда о трёх основных проблемах, которые беспокоят большинство преданных по всему миру. Мы изучили многое, связанное с общиной, в разрезе общения, сотрудничества, здорового единства. Уделили немного времени изучению «Нектара наставлений» и рассмотрели общину как биджу, как живой организм, растущий, развивающийся или увядающий.

Обратились за советом к Рупе Госвами, чтобы понять принципы развития и что лучше всего для индивидуальной и общинной крипы. Мы рассмотрели принципы винашиати и их противоположность - прасидхиати. Первые из них приводят к падению, стагнации, а вторые помогают расти. Мы обсуждали важность самбандхи - отношений, во всём, что делаем, важность проведения инвентаризации. Периодически возвращались к теме лидерства.

Хотя мы подробно не освящали эту тему, но рассмотрели, что происходит, когда люди не удовлетворены. Обсудили принцип, что 80 процентов успешного менеджмента базируется на хороших отношениях и всего 20 процентов - на технике. Если люди неудовлетворенны организацией или общиной, они расскажут, как минимум, десяти знакомым о негативных вещах, и это повредит прогрессу. А чтобы привлечь нового преданного, требуется в шесть раз больше энергии и ресурсов, чем чтобы удержать старого.

Большинство людей уходят из организации совсем не потому, что находят нечто лучшее. Как правило, они уходят, поскольку не чувствуют, что организация в должной мере отвечает их ожиданиям. Мы обсуждали разные подходы к решению конфликтов. Принцип «я выигрываю - ты выигрываешь». Рассмотрели методы, которыми невозможно разрешить конфликт. Привели пять способов, как не следует поступать в случае конфликта. А потом описали восемь ступеней, как постепенно привести конфликт к здоровому решению и даже как использовать конфликт, чтобы обрести нечто большее.

Конфликт как способ улучшить отношения. Обсуждали разные виды власти, начиная с физической и заканчивая божественной. Кроме того, вы выполняли домашние задания, в которых изучали общины, себя и возносили молитвы Их Светлостям. Сегодня я рассказал, как мы пытались практиковать в одной из общин, а также в общине Нью-Вриндавана, где в рамках одной объединены пять разных общин. Недавно на Совете я пытался донести идею, что нельзя заставлять всех делать одно и то же, потому что это искусственно и непрактично. Например, есть большая разница между общиной брахмачари, живущих в храме и общиной грихастх, живущих вне храма.

Община грихастх, в свою очередь, может иметь хороший духовный уровень, а может следовать лишь первому регулирующему принципу. Также могут быть люди, которые по разным причинам вообще настроены враждебно. Много разных видов общин. Так что же делать?  Сначала я объяснил, что стоит уважать разнообразие, но помогать каждой конкретной группе в соответствии с её природой. Это создаёт чувство общности в рамках каждой группы. Конечно, в центре должен стоять Кришна, общине преданные работают вместе, но учитываются особенности каждого.

Так возникает связь, которая потом перерастает в нечто большее. Иногда преданные так далеко отходят от сознания Кришны, что лучшее для них - собираться вместе и отмечать какие-то общественные события, например, дни рождения. А может совместно заниматься спортом. На этой основе они начинают общаться, восстанавливают сознание Кришны и делают следующий шаг. Нужно стараться учитывать такие моменты. Но самое важное, что я пытался донести, - в самом Совете, в первую очередь, должны быть крепкие здоровые отношения. Конечно, в составе Джи-Би-Си тоже есть проблемы.

Но насколько мы доверяем, ценим и любим друг друга, настолько естественно такие отношения проникают в остальную общину. Невозможно давать преданным наставление больше уважать друг друга, если они видят, что мы, как лидеры, не следуем тому, о чём говорим. Но если мы сами будем вести себя правильным образом, то нам даже не нужно будет так часто твердить об этом, потому что остальные просто последуют нашему примеру. Я просил Совет подойти к этому со всей ответственностью.

Мы вдохновляем следовать определённой садхане. Иногда брахмачари не понимают, что в каждом ашраме существуют свои проблемы. Мы пытались объяснить брахмачари, почему  заставляем их посещать все утренние программы каждый день, а грихастх просим приходить хотя бы два-три раза в неделю. В тех общинах, где ввели это, со временем обнаружилось, что люди начали приходить на программы чаще. Некоторым преданным-грихастхам из-за работы или детей иногда очень сложно найти свободное время.

И столкнувшись с такой проблемой, они совсем перестали ходить, т. к. слишком сложно. Но, когда грихастх попросили выделить два дня, они, зная, что в эти дни идут в храм, перенесли свои дела на другой день. Мы увидели, что на программы стало приходить больше людей, т. к. появилось понимание, что брахмачари должны присутствовать всегда, а от грихастх ожидается другое. Когда могли, преданные стали приходить в храм, чтобы сохранить баланс. Раньше от грихастх требовалось прилагать настолько большие усилия, что они даже перестали пытаться. Теперь они чаще приходят на утренние программы, читают больше кругов качественно, больше общаются и слушают лекции.

***

Позвольте поделиться последней мыслью. В 60-е годы XX века возникло множество альтернативных общин. В нескольких современных книгах рассказывается о проведённых исследованиях, пытающихся выяснить, какие из тех общин по-прежнему существуют, а какие распались, почему некоторые общины благополучны и процветают, а в других парит хаос и раздор. Одними из самых сильных, существующих много лет, оказались такие общины, в которых уважалось разнообразие и одновременно сохранялось единство.

Когда община становилась слишком разнообразной, развивалась анархия, которая приводила, в большинства случаев, к разрушению общины. Но если руководство придерживалось жёсткой схемы, не поощряло рост, взросление, естественные изменения, связанные с местом, временем и обстоятельствами, такие общины тоже приходили в упадок. Однако те из них, в которых присутствовало прочное ядро и одновременно была способность поддерживать здоровое разнообразие. продолжали жить и развиваться.

Ориентиры меняются. И то, что казалось ценным в 19-летнем возрасте, может уже не представлять никакой ценности для 50-летнего человека. Или, скажем, то, что нормально делать для 9-летнего ребёнка, для 30-летнего выглядит слишком по-детски. Если 4-летний ребёнок сделал что-то, мы назовем его умницей. Но если то же самое он будет делать в 15, мы скажем, что он бестолковый. Мы в Движении уже по 30 лет и должны стать другими, какими не были 20-25 лет назад. Но бывают моменты, когда думаем как 5-и или 10-летние, и это заставляет нас топтаться на месте.

Однако встречается и другая крайность: когда люди хотят убежать от основополагающих принципов вайшнавов. Лично мне кажется, что порой мы меняем то, что ни в коем случае нельзя трогать, и оставляем то, что срочно нужно изменить. Есть вещи, которые нельзя менять, потому что они являются нашими неотъемлемыми свойствами - как слуг  Господа Чайтаньи. А есть такие, которые необходимо изменить в связи с тем, что майя усиливается. Наше общество разнообразно, каждый ашрам требует специфической поддержки, разнообразны страхи, беспокойства, боль и раны.

Но мы должны оставаться актуальны в современном мире. Хотя иногда трудно понять, что оставить, а что изменить. Приведу пример. В настоящее время, по сравнению с 60-ми годами XX века, усилилась конкуренция на рынке духовных организаций. Есть масса организаций, в какой-то степени связанных с Востоком, у которых существуют хорошие социальные экономические и политические программы. Ищущие люди обращают на них внимание.

Глядя на ИСККОН, они могут подумать: зачем я пойду сюда, когда могу присоединиться, например, к мормонам, ведь там дадут субсидию, помогут с финансовым обеспечением. Мормоны действительно оказывают материальную помощь в разных обстоятельствах. Учитывая подобные вещи, благочестивые люди часто идут в другом направлении. Возможно, в 60-е мы думали только о том, как распространить книги, и делили людей на преданных и карми.

Но мы должны понять, что многие организации, пытаясь выжить, ищут альтернативные пути. И если у нас нет здоровой альтернативы, на нас не обратят внимание. Поэтому в настоящий момент нужно сделать акцент на том, что в прошлом считалось филантропией и др. Хотя для нас эти стороны второстепенны, они помогают ищущим людям увидеть главное.  Теперь о том, что никогда не нужно изменять. Мы никогда не должны относиться к вайшнаву, как к обычному человеку. Я имею в виду, что некоторые из наших действий, связанных менеджментом и производством, по отношению к вайшнавам совершенно немыслимы.

Кое-что является прямой коррупцией, а все писания говорят, что это вайшнава-апарадха. Мы можем видеть, как другие поступают неверно, но, если сами опускаемся на тот же или ещё более низкий уровень, тогда страдают обе стороны. Нельзя думать, что цель оправдывает средства. Это очень опасно. Средства всегда должны включать цель, а цель - соответствовать средствам. Другими словами, опасно, если средства не соответствуют цели. Средства, с помощью которых достигается цель, должны учитываться.

Не следует считать, что нужно просто делать, потому что, в конечном счёте, всё оправдывается. Если вести себя подобным образом, то через какое-то время останутся одни средства, а цель утратится. Также основу вайшнавского этикета составляет наше отношение к детям, женщинам и т. д. Этого никогда нельзя менять. Вайшнав есть вайшнав, и мы всегда должны внимательно относиться к тому, насколько ценим преданных. Не нужно становиться «нью-эйдж» и пренебрегать отличиями между нами, но нужно придерживаться правил общения преданных друг с другом.

Есть много подобных категорий, где мы лёгкостью меняем очень сокровенные вещи и цепляемся за детали, которые нужно изменить. Сегодня преданные рассказали мне, как один из санными говорил детям, что те погрязли в майе. Раз дети занимаются спортом, значит, участвуют в азартных играх. Я подумал: это нечто!!! Старший преданный говорит ученикам, что они в майе и нарушают принцип отказа от азартных игр из-за того, что делают упражнения для здоровья!? В это сложно поверить, но некоторые, к сожалению, так думают.

Мы не фундаменталисты, но в то же время не радикалы или консерваторы. Мы принадлежим партии Кришны и пытаемся понять, что предлагают нам шастры, и следуем им. Наши болезни иногда вызваны стрессом, а чтобы уменьшить стресс, необходимо делать физические упражнения. С научной точки зрения, физические упражнения затрагивают физиологические механизмы, которые расслабляют и помогают избавиться от веществ, вызывающих стресс. Детям необходимо приключение. Сегодня я ходил на Гангу и видел, как они плавали и играли. Так у них происходит обмен любовью. Говорить детям, что это майя, и в то же время не предлагать ничего взамен - странное настроение. И это опасно, если люди с подобными идеями контролируют жизни других. Страдают как их подопечные, так и они сами, поскольку получают кармические последствия за свои поступки. Последние пять-десять минут посвятим вопросам.

Бхакти Тиртха Свами. 5 дней с духовным воином: По страницам семинара "Технологии решения проблем". Обзор семинара

фундаментализм, Бхакти Тиртха Свами, майя

Previous post Next post
Up