В служении Богу даже нерелигиозное становится религиозным

Oct 29, 2019 10:25



Всевышний Господь сказал:
ман-нимиттам критам папам апи дхармайа калпате
мам анадритйа дхармо пи папам сйан мат-прабхаватах

«Совершение грехов ради Меня также благочестиво. Но если человек занимается религиозной деятельностью, пренебрегая Мной, Я превращаю его поступки в грехи». (Этот стих из «Падма-пураны» приводится в Бхакти-сандарбхе.)  Здесь мы приведем в пример поведение великой личности, предшествующего ачарьи в Рамануджа-сампрадае. Об этом пишет в своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам» Шрила Джива Госвами. Давным-давно в Южной Индии жил преданный Вишну по имени Тирумангай. С самого своего детства он путешествовал по святым местам, чтобы служить Богу.

Во время одного из таких паломничеств его учениками стали четыре человека, обладавших мистическими совершенствами. Первого ученика звали Тарка-чудамани («Непревзойденный логик»), второго - Двара-унмочака («Отворяющий двери»), третьего - Чхая-граха, что означало, что любой, на кого падала его тень, терял возможность двигаться, а его четвертого ученика звали Джалопаричара, что означало, что он может ходить по воде. Путешествуя со своими четырьмя учениками, Тирумангай как-то пришел в храм Шри Ранганатхи.

Он увидел, что здание храма так обветшало, что вот-вот развалится, а крошечный дворик заставлен кожаной обовью. Храм скрывали густые заросли кустарника. Боясь тигров и шакалов, служители приходили поклоняться Ранганатхе всего лишь раз в день. Увидев это, Тирумангай Альвар одновременно опечалился и разгневался. Он начал размышлять: «Материалисты, окруженные женщинами, ублажают свою похоть в роскошных дворцах, а Господь вселенной, царь царей, средоточие жизни каждого, вынужден жить в полуразвалившемся храме, презираемый всеми. Демоны грабят богатство Кришны». Но и у самого Тирумангая в кармане не было ни гроша, так что он не знал, что предпринять.

Тирумангай вместе с учениками стал ходить по домам богачей и просить подаяния. Но богачи, ослепленные своим богатством, вместо того, чтобы давать ему пожертвования, называли его вором и гнали прочь. Некоторые насмехались над ним, говоря: «Ну, зачем садху деньги?!» Однако Тирумангай не отступал. Когда он увидел, что богачи крадут достояние Бога и наслаждаются им, он решил силой отобрать его у богатых воров и отдать на служение Господу.  Так, в конце концов, Тирумангай и его ученики стали разбойниками.

Его первый ученик, Тарка-чудамани, опутывал материалистов сетями спора, его второй ученик, Двара-унмочака, открывал двери сокровищницы, его третий ученик, Чхаяграха, лишал всех способности двигаться, а его четвертый ученик, Джалопаричара, входил во дворцы, окруженные рвами, и забирал сокровища.  Когда денег накопилось достаточно, Тирумангай собрал лучших мастеров со всех концов страны и построил величественный семиэтажный храм. Однако сам Тирумангай готовил пищу раз в день и, предложив ее Господу, вкушал остатки. Он был совершенным преданным и служил Богу всей душой. Так он занял своих учеников в служении Всевышнему. Он был настоящий владеющий собой Госвами.

Настоящие примеры служения духовному учителю, служения Господу и исключительного смирения согласно представлениям преданных, или хари-джан

В глазах моралистов-смарт, вышеописанные поступки Тирумангая Альвара - просто грабеж. Тирумангай стал главарем воров и учеников своих вдохновлял воровать ради служения Господу. Но он занимался этим не ради собственного наслаждения или славы. Он понимает, что все богатство принадлежит Нараяне, супругу Лакшми. Только благодаря иллюзии богачи наслаждаются роскошью, предназначенной для служения Богу, и воры - именно они. Поэтому, если сокровища не возвращаются Господу приемлемыми путями, их приходится возвращать любыми доступными средствами.

По мнению хари-джан, или преданных, воровство Тирумангая - проявление преданного служения и истинного смирения. Точно так же и поджог Ланки Хануманом - это преданное служение, служение духовному учителю и проявление истинного смирения. Ведь во всех этих поступках нет и следа материального наслаждения или стремления к освобождению. Деятельность, направленная на материальное наслаждение и освобождение, хотя и считается благочестивой, на самом деле таковой не является, ибо наслаждение Господа не является единственной ее причиной.

Поэтому «Шримад-Бхагаватам» (3.23-56) дает следующее наставление:  неха ят карма дхармая на вирагая калпате на тиртха-пада-севаяи дживанн апи мрито хи сах  «Тот, чья деятельность не способна возвысить его до религиозной жизни; тот, чьи религиозные ритуалы не возвышают его до отречения от мира; тот, чья отрешенность не приводит его к преданному служению Верховной Божественной Личности, должен считаться мертвецом, хотя он и дышит» (Еженедельник «Гаудия», т. 2).

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Брахман и вайшнав. Приложение "Смарта и вайшнав".

Бхактисиддханта Сарасвати

Previous post Next post
Up