Предыдущее Хочу также подчеркнуть, что сейчас присутствует более сильная конкуренция между духовными обществами. Появилось множество альтернативных организаций, и человеку приходится выбирать, к кому присоединиться. Выбор этот можно делать, - исходя из требований в этой организации, развития её экономической и социальной структуры или, например, основываясь на более высоком шансе дать детям образование. Много вопросов в новом ИСККОН ещё не решены.
Были времена, когда, несмотря на большее количество ресурсов, мы были слабее с финансовой стороны. Сейчас у нас много преданных, много разнообразия при слабом центре, а, соответственно, больше хаоса и проблем. При сильном центре разнообразие даёт синергию, достижение. Но из-за ослабления центра возникает пропасть между первым и вторым поколением. Иногда мы относимся к преданным второго поколения, как второсортным. Иногда разделяемся в соответствии с географическим положением: ты из Америки, ты из Индии, ты из Европы.
Делимся по принципу, кто наш гуру, по половой принадлежности: мужчины и женщины. Несомненно, это влияние Кали. Он пользуется тем, что разнообразие неизбежно. Если недостаточно единства, то разнообразие даёт почву для нестабильности. Я хочу коротко рассказать ещё о нескольких вещах. А дальше у нас будет больше интерактивных заданий.
Мы все вкратце представились и скоро разобьёмся на пять групп. Будем обсуждать общину и разные подходы её построения. Существует, так называемая случайная, община - община, сложившаяся в определённых обстоятельствах, в условиях кризиса. Бывает община, созданная насильно. А бывает продуманная, спланированная община. Только последняя и является настоящей, другие - псевдообщины.
Члены случайной общины могут жить и работать вместе, но не считать совместное пребывание неотъемлемой частью своей жизни. Поэтому такие общины легко распадаются при изменении обстоятельств. В общине, созданной в момент кризиса люди действуют с желанием и вдохновением. Но как только кризис заканчивается, они начинают враждовать друг с другом или выходят из игры и возвращаются к своей независимости.
В случае вынужденного создания общины люди, опять же, теряют понимание важности совместной работы, если исчезает создающая сила или появляется угроза опасности. В системе сознания Кришны община строится на основе плана. Ведь мы собираемся вместе, чтобы практиковать образ жизни, который будем вести вечно.
Если наша практика не достаточно глубока, то не стоит тешить себя иллюзией - невозможно вернуться в духовный мир в момент оставления тела, если мы дерёмся друг с другом, совершаем всевозможные апарадхи, проявляем признаки сектантства и слабую веру. Если мы находимся в двойственности, под влиянием гун материальной природы, пусть даже и благости - не вернёмся в духовный мир.
Когда приезжаем в святую дхаму или живём здесь, мы, прежде всего, должны посвящать себя размышлениям о своей истинной природе. Посещая святые места паломничества, нужно постоянно задавать себе вопросы: что здесь происходило; что это за люди; какая лила тут проходила; какое служение выполнялось; что думали и как общались герои?
Следует помнить, что духовную, трансцендентную культуру принесли и сделали доступной для нас реальные люди. Прабхупада задумал объединить нас, чтобы мы помогли друг другу очиститься и стать такими, какими должны быть вечно. Другими словами, необходимо постепенно избавляться от аханкары - ложного эго, ложного отождествления себя с полом, расой, национальностью, личными интересами. Постепенно, пока не разовьём свое истинное «Я», мы должны отодвинуть это в сторону, перестав играть в двойственность.
В нашей жизни постоянно появляется множество шансов, испытаний, заданий. И все они необходимы. Бывает, что, после того как мы присоединились к духовному обществу, у нас появилось больше проблем, чем за все предыдущее время. Это нормально, ведь теперь происходит процесс избавления от грубого и тонкого мусора, накопившегося в этой и прошлых жизнях. Теперь мы пытаемся стать чистыми посланниками, бескорыстными слугами Кришны.
Чтобы достичь этого, необходимо выяснить, кто же нам нужен: наши желания или Кришна. В каком-то смысле проблемы в трансцендентном обществе неизбежны. Духовная жизнь подобна больнице, где мы готовимся к последнему экзамену, последней операции, последнему лечению. Естественно. в процессе возникают всевозможные страхи, сомнения, застои, разное общение - позитивное и не очень. Нам придется преодолеть все это.
Майя действует на нескольких фронтах, в зависимости от того, что нужно для конкретного человека и коллектива в целом. Вот почему кажется, что когда мы встали на духовный путь, перед нами нами разверзлась преисподняя. Люди собрались вместе с целью отбросить всё второстепенное, чтобы стремиться исключительно к Кришне. Бывает так, что Кришна, акинчана, всё забирает: «Теперь посмотрим, действительно ли ты готов прийти ко Мне?»
В определённой степени духовная организация должна разочаровать нас, поскольку нам, в конечном итоге, нужно стать независимым от неё. Что это значит? ИСККОН - это вклад Шрилы Прабхупады. Суть его подношения - чтобы каждый оставил удовлетворение чувств и вновь влюбился в Божественную Чету. Порой мы прячемся за организацию, за положение, за что угодно.
Но Кришна устроит, чтобы мы лишились всего и искренне обратились к Нему. Однако если наше желание достичь Кришны идёт не от сердца, то в момент, когда Он начнёт забирать привязанности, мы уйдем в майю. Каждому из нас придётся сразиться в своей битве на Курукшетре, где Кришна даёт, забирает и всё устраивает.
Мы не относимся к религии, которая стремится установить мир. Мы пытаемся достичь духовности. Если наша цель - достичь спокойствия, то мы будем делать то, что позволит нам мирно существовать, чтобы ничто не мешало чувственным наслаждениям. Многие люди обращаются к религии, чтобы Бог убрал препятствия, мешающие им наслаждаться, вместо того чтобы получить любовь Кришны и отдать Ему свою любовь.
Поскольку сейчас настало время последнего экзамена, вся эта грязь всплывает, чтобы у нас было поле для деятельности. Общение особенно способствует выявлению нашей грязи. Если вера слаба, то будут всевозможные потрясения, которые нас быстро расшевелят. Это главная причина, почему так важна о община, - множество людей могли бы стать сильнее, если бы о а окружение оказывало им больше поддержки.
Тогда было бы меньше шансов пойти на поводу собственных слабостей или погрузиться в удовлетворение чувств. Мы знаем, что, когда теряем энтузиазм и веру, ум мгновенно возвращается к тому, что давало безопасность в прошлом. Сейчас сотни и тысячи людей застряли на месте или возвращаются к прошлому, к старым добрым привычкам, поскольку не чувствуют защиты и уверенности в обществе вайшнавов.
Несомненно, существуют редкие души, способные продолжать двигаться вперёд, независимо от того, что происходит вокруг. Однако большинство людей зависит от общества. Всё основано на самбандхе. Невозможно избежать отношений, поскольку все наши дела представляют собой определённые отношения. Вопрос в их качестве.
Чтобы община была истинной, в ней должно присутствовать единство, а не просто единообразие. Искусственного единообразия можно добиться силой, но если люди не принимают ценности, если не хотят полностью посвятить себя этой деятельности, если не затронуты их сердца - результат будет временным.
Таким образом, необходимо единство. В первую очередь в общине должно присутствовать искреннее, открытое, честное общение. Если этого нет в семье, в храме, в проекте - это псевдообщина, и все её члены будут страдать. Когда нет поддержки, люди говорят одно, думают другое, секретничают, встают в позу. В целом, нужно уменьшать конфиденциальность.
Бхакти Тиртха Свами. Пять дней с духовным воином. Из 1 главы
Далее