Предварительно о вечном Евангелии

Sep 22, 2019 09:40



Святой Ириней Лионский, один из самых знаменитых отцов церкви доникейского периода, писал: «Великолепие Божие - это полностью раскрывшийся человек». «Раскрывшиеся люди» выделяются своими ярко выраженными способностями и талантами. От созерцания их творений мы получаем великое наслаждение, и это эстетическое чувство, рождающееся в нашем сердце при виде совершенства, вполне естественно. Естественно оно потому, что человеческий талант это ни что иное как проявление Бога в людях (Бг 7.10)

А когда Божьему дару в человеке сопутствует еще и преданность Богу, то его сознание можно уподобить полностью раскрывшемуся бутону. Распустившийся цветок выполняет свое предназначение, и не скрывает прекрасные лепестки. Он не утаивает от мира своей красоты и со всей щедростью наделяет пчел нектаром. Подобно одаренным людям, каждый из нас способен открыть присущий нашему существу талант, ибо все мы - души, а любая душа обладает величием и даром Божьим.

Но по разным причинам лишь немногие являют совершенство - большинство же землян остаются закрепощенными и так проживают свою жизнь, не проявив в полной мере или вообще не проявив способностей своей души. Александра Меня считали раскрывшимся человеком. Весьма впечатляет одно описание, данное его ученицей: «В последние два года можно было зримо различать какую-то золотую гриву вокруг физического тела: он стал, как милостивый лев с золотой гривой.

Стало возникать ощущение, что у него даже появилось какое-то духовное тело, в котором его физическое тело пребывало, как в коконе Это становилось различимо глазом»(И было утро...с.254) Немало россиян испытывали гордость от того, что А. Мень представлял православие истинным образом. Когда Анатолия Васильевича Ведерникова, многолетнего работника патриархийных «верхов» спросили об отношении к о. Александру высшей иерархии Русской Православной Церкви, он ответил: «Очень уважают, а многие так и просто любят, хотя есть и яростные противники.

Но в целом подавляющее большинство тайно гордится, понимая, что никто сейчас в нашей Церкви не способен адекватно миссионерствовать в столь тяжелой и внутренне изломанной среде, как советская интеллигенция» ( "И было утро..."с.332) Понимая, что имеет дело с людьми, у которых есть разум, о. Александр хорошо знал, что "на ура" их не возьмешь.

В его библиотеке был около семи тысяч книг, которые он изучал и любил давать другим Однажды Мень пришел к московскому художнику И. Басину и, рассматривая книжные полки, выразил восхищение, видев книгу Эразма Роттердамского, не принадлежащего к православной традиции (И было утро...с.258)

Отдавая себе отчет, что одной лишь слепой веры недостаточно для воспитания добропорядочного интеллигентного христианина, Александр не использовал методов психического давления на людей Это иллюстрирует эпизод с одним юношей, описанный в книге "И было утро». Как-то знаменитый писатель и психотерапевт В. Леви попросил Меня помочь дорогому его сердцу молодому человеку. После встречи с тем о. Александр сказал, что не хочет «применять когти»:

«Л.- очень своеобразный и привлекательный человек. Ищет себя. Я не хочу давить. Его недостатки, о которых ты пишешь, очень характерны для его сверстников сейчас. Повторяю, самое ценное, если он сам определится... Какое-то внутреннее чувство говорит: «Убери когти. Рожденное изнутри ценнее привнесенного» ("И было утро..."с.226)

Далее Леви объясняет, что «"когти" это внушение, повелительность, авторитетность, гипноз, позиция «сверху». Мог бы и так, разумеется: «Слово его было со властью». Это можно было почувствовать - власть, сознательно неиспользуемую. Будучи выше, о. Александр никогда не был «сверху», но только рядом и вместе». Мень был флагманом православия в семидесятые и восьмидесятые годы, когда небезопасно было быть не то что лидером, но и - просто верующим.

Осознавая, что существует не единственный путь к Богу, что огульным отрицанием других вероисповеданий симпатию у разумных людей не вызовешь, он открыто признавал ту истину, что к Богу приводит не только православие. Когда писатель Ф. Искандер спросил о. Александра об отличиях между православием и католичеством, тот ответил, что разницы нет, но с обеих сторон нагромождены баррикады, которые следует разбирать (И было утро...с.322).

А в книге «У врат молчания», изданной по причине кремлевских запретов в Брюсселе в 1971 году, Мень высказывает объексгивное суждение о нехристианской философии в целом: «Наши духовные искания перекликаются с исканиями высшей правды у Сократа, Будды, Конфуция и библейских пророков, поэтому диалог Евангелия с нехристианским миром - это не только прошлое, но и нынешнее». Близко знавшая о. Александра доктор философских наук и востоковед москвичка E. Завадская в очерке «Победительный свет убиенного» упоминает о независтливом отношении Меня к философии китайского мыслителя Лао-Цзы:

«Такое восхищение культурой других народов, понимание важности и ценности для христианина и иной мудрости и святости, в лице о. Александра привнесло в современную православную веру новую и очень значительную интонацию. В текстах о. Александра нет и тени превосходства, причастного к истинной вере: он видит возможность черпать из источников других культур для самостроительства личности. Такая открытость всей мировой культуре всегда почиталась высшим достоинством и особенностью истинно русского человека.

Мне хочется добавить: и православного тоже, и священника особенно, ибо открыватель путей для душ человеческих»("И было утро...",с.246-247), Описанный здесь подход к изучению религии очень важен, ибо через несколько строк в нашей книге мы скажем об одной истине провозглашенной Самим Иисусом Христом в каноническом Евангелии от Иоанна истине, считающейся почему-то некоторыми действующими священниками... ересью.

Звучит довольно странно, не правда ли? Почему сказанное Господом объявляется ересью? Если за повторение слов Господа и верность Ему отлучают и предают анафеме, то не стоит ли верующим задуматься, чьими устами произносятся подобные анафемы? В преддверии удивительного высказывания Иисуса вспомним одну цитату из Откровения святого Иоанна: "И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» ("Откр.14.6)

Здесь говорится о вечном Евангелии - другими словами, о вечной религии для «всякого племени и народа». Никто не может толковать это утверждение в том свете, что здесь подразумевается лишь Новый Завет, который принято называть Евангелием. Ибо такое объяснение опровергнет истинность всего Ветхого Завета, не носящего имя «Евангелие».

На книги Ветхого Завета ссылался Сам Господь Иисус и Его многочисленные последователи. Да и сейчас все христиане делают это. К тому же надо учесть, что на наставлениях Ветхого Завета вырастали святые. Всё это свидетельствует о том, что вечное Евангелие имелось на планете еще до прихода Иисуса Христа, но было представлено в несколько иной форме, чем Новый Завет. Христос Своим приходом изменил некоторые старые принципы и добавил ряд новых, так как сознание человечества тоже изменилось.

Кроме того, Он указал на бытовавшие в религии злоупотребления, всегда случающиеся с течением времени, когда то отдаляет людей от приходов пророков и основателей монотеистических религий. Вечная религия, как это неоднократно указывается в Бхагавата- Пуране, всегда дается людям «с учетом времени, места и обстоятельств». Народы не брошены Господом - Он помнит обо всех и даёт Своё слово так как им удобно будет принять.

Именно так действовал Господь Иисус, когда давал Свое учение: учитывая обстановку, царившую тогда на Земле. «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16.12) В этой фразе Господь Иисус дает понять, что Он не раскрыл вечного Евангелия полностью, а дал лишь часть его, поскольку люди того времени не способны были понять большего. Сказав, что не может дать людямного знания из-за недостатка разума у них, Господь Иисус произнес еще более интересные слова:

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец. есть Мое, потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16.13-15). Особенно любопытны здесь два момента.

Первый - что Христос сразу после слов о неспособности людей вместить много знания произносит фразу: «...приидет Дух истины и наставит вас на всякую истину». Это сложно толковать иначе как то, что пришедший мессия объяснит «всякие» аспекты божественного знания, то есть те принципы, о которых Сам Христос умолчал из-за неподходящих условий.

Второй момент - Христос говорит: «Он возьмет от Моего». Не «Возьмет Мое и возвестит», но «Возьмет от Моего». Причем произнес Иисус это два раза, а слова, сказанные дважды, являются средством приковать к утверждению больше внимания. Соединив воедино три вещи, высказанные подряд, мы можем сделать вывод: Христос пророчествовал о том, что придет некто и, взяв истины, уже объясненные Христовым учением («от Моего»), приложит к ним невысказанные аспекты божественного знания, дополнив тем самым вечное Евангелие.

А потому следует внимательно относится к словам, которые мы слышим от святых, ибо могут они являть что-то, невысказанное в Библии. Многие современные отцы Церкви утверждают, будто в Библии есть все, а остальные учения - это ересь. Но, по словам Иисуса, новый мессия должен сказать больше, чем Он - «всякую истину» - то есть дать знание, выходящее за рамки Евангелия.

Это ясно, как Божий день, а потому последователям Христа не следует без должного внимания отвергать все, что предлагается разумными людьми, говорящими им: «Вот знание, которого нет в Библии. Оно расширяет бытующие в христианстве представления духовной жизни». Подобные предложения как поступали, так и будут поступать к христианам.

Но если последователи Христа будут раз за разом отвергать все без вдумчивого анализа, то как они заметят приход того (или тех), о ком говорили Господь Иисус и Апостол Иоанн? Совершенно очевидно, что предрекаемый Христом и Иоанном мессия (или мессии, если они говорят о разных посланцах) дадут знание, более объемное, чем не только Новый, но и Ветхий Завет.

То, что Иисус ссылался на ветхозаветные книги, говорит о том, что содержащиеся в них истины уже были сказаны, Итак, христианам следует ждать пророка, который возвестит знание, расширяющее библейское. Нравится это кому-то или нет, но это предвещало Господом Иисусом и Его любимым учеником Иоанном. Поэтому люди, относящие себя к последователям Христа, должны очень серьезно поразмышлять над Его и Иоанна утверждениями.

Преданность Христу означает принятие Его слов такими как они есть. В таком поведении проявляется смирение истинного христианина. Начисто отсеивая все предлагаемое, христиане могут не узнать нового мессию. Те, кто всерьез относятся к вышеописанным предсказаниям Христа и Иоанна, возможно, ждут особого указания: что пришедший вдруг вымолвит: "Вот я пришел - тот, о ком в Евангелии сказано». Но несложно догадаться, как подобное заявление будет воспринято сегодня, когда мир очень осторожно относится к такого рода словам, ибо лжепророков вырастает не меньше, чем ягод в хороший сезон.

Также не следует думать, что мессия обязательно должен поразить мир сверхъестественными фокусами. Мистические чудеса сегодня являют многие фокусники и маги, и этим уже никого не удивишь. Не будет ли наиболее правильным уделить внимание тем религиозным философиям, о которых известно, что они открывают больше, нежели Ветхий Завет и Евангелие?

Почему бы истинным христианам не использовать свою способность к анализу, оценивая основные положения этих философий с точки зрения Христа и пытаясь понять, дополняют ли они сказаниое в Библии? Тогда такие исследователи смогут прийти к непредвзятым выводам: «Вот эта философия не противоречит, и истина в ней, а та пустая и неправильная...»

Разумеется, мы предполагаем не поверхностный подход, а «проникновение внутрь банки с медом». В конце концов, новый пророк может и не захотеть доказывать свое помазание тем, кто схватились за имеющиеся представления и твердят: «В Библии уже все есть, и больше нам ничего не надо». Увидев такое отношение, мессия может собрать вокруг своего более широкого учения людей не из христианской среды, раз уж христиане не хотят признавать ничего нового.

Настоящие искатели истины должны серьезно оценивать знания, предлагаемые святыми из любых признанных традиций. Кто может с уверенностью сказать, в каком народе новые пророки примут рождение? Наверняка, среди католиков, православных, протестантов, индуистов, мусульман и иудеев найдутся люди, которые скажут:

"Мессия придет в Англии! В России! В Германии! В Индии! В Иране! В Израиле!» Но, опираясь на такой подход. любая традиция рискует ошибиться. Ибо сказано Апостолом Иоанном: «Вечное Евангелие всякому народу». Итак, мы выдвинули тезис, который некоторые христиане сейчас воспринимают как ересь. Но как это может противоречить учению Христа, если сказанное принадлежит Его же устам? Может быть, все как раз наоборот?

Может быть, стоит открыть глаза и разглядеть в словах Иисуса указание на всю нелепость расхожего ныне утверждения, что ничего, мол, не нужно больше читать и т.д.? Из изречений Христа, Иоанна Богослова, А. Меня, других христиан, мусульман, индуистов, греков, египтян и многих других мы видим, что существует одна религия для всех и недопустимо представление, будто «у каждого народа свой Бог».

Вечное Евангелие существует для всех наций, и к этому можно прийти, сопоставив методы поклонения в разных монотеистических религиях, уловив ихщее стремление к божественной любви, одинаковое воспитание ими желания избавляться от гордости и взращивание в последователях смиренного настроения слуги Всевышнего. Это все одни и те же идеалы.

Доказательством существования вечного Евангелия служит и тот факт, что ни в одном писании мира не говорится о делении Ангелов Божиих из духовного царства на нации или группировки. Они не выясняют, чей Бог лучше Следовательно, духовник, утверждающий, что Бог одной истинной традиции превосходит Бога другой, суть идолопоклонник, попавшийся на удочку сатаны. Подобно жителям небес, единодушно верующим в одного Вседержителя, мы не должны препятствовать представителям других истинных традиций поклоняться Богу и проповедовать Славу Господню.

Григорий Гайя. Светлое настоящее: зерна и плевелы в российском духовенстве. Глава 1. "Использование положительного опыта"

Григорий Гайя, Ириней Лионский, Христос, Александр Мень, Сатана

Previous post Next post
Up