Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
Библия (Лк. 11. 52)
Они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились.
Библия (Прем. 10. 8)
- Ох, и вкусное же молоко от твоей коровки, отче! Моя раньше тоже хорошее давала, а сейчас вода водой.
- Ты где пасешь-то свою?
- На майских лугах.
- Ну, потешил! Откуда сладости взяться с той пустой травы? Веди родимую на Божий трава-то попитательней!
Из беседы двух пастухов
Слепая вера - пластилин для лицемеров
Есть люди, способные извлечь благо из всего, что им придется услышать или прочитать. Сократ, по словам Плутарха, считал подходящим для учения любое место, поскольку весь мир является школой благодетельности. Даже у дерева можно учиться терпению, а собака являет образец преданности хозяину. «Как лебедь, которому дали разбавленное молоко, выпивает только молоко и оставляет воду» (ШБ 4.9.28), так и разумный человек извлекает ценное из опыта других, стараясь при этом быть осмотрительным.
«Сомнение - одна из пяти главных функций интеллекта"(ШБ 3.26.30), а слепая вера - враг способности различать. Фанатичная вера часто приводит разочарованию. Последнее приходит, когда человек понимает, что его обманули, и тогда отданное верованию сердце мучается, оттого что на его святое чувство верности наступил грязный сапог надругательства.
Есть две разновидности таких разочарований. Первая - когда налицо становится обман. Такое, например, было пережито многими после краха теории эволюции видов и развенчания порожденной ею философии. Подобное разочарование, хоть и больно сказывается, но тем не менее приносит пользу, так как открывает в сердце человека истину о том, что данный путь ложен и не дает счастья.
Разумный человек никогда в будущем не вступает на неправильный путь, но неразумный забывает, и это приводит к новым страданиям. Сокрушение второго типа может прийти еще до того, как искатель поймет, истинно или ложно принятое им учение. Причина разочарования такого рода кроется в слепой вере человека в некогда истинное знание, но, увы, поврежденное ныне корыстными толкователями.
Русский Святитель Феофан Затворник приводил весьма точное сравнение, объясняя, каким образом теряется чистота духовных истин. В одном из писем он посоветовал прихожанину представить, что доктор дал рецепт на лекарство, состоящее из многих трав и эссенций, а аптекарь вместо всех компонентов взял два-три, смешал и выставил на продажу как соответствующее стандарту.
Правила Евангелия Феофан считает врачеванием,выраженным во многих пунктах,а проповедников, вырывающих два-три аспекта из духовной практики и уверяющих: «Вот вам спасение!» - лгунами*(* Феофан Затворник.Против лжеучителей). Лжеучителя пользуются благородством характера доверчивых, но не обладающих большим разумом душ. Задействовав сочетание верности и глупости, лжепророки охмуряют людей, сталкивают народы и заставляют отцов воевать с детьми.
Души, поверившие корыстным лидерам, совершают много ошибок и злодеяний, а это 20 светлое настоящее закрывает им врата, что ведут к истинному пути. Такие люди заведомо раз убеждаюсь в правильности выбранной ими втези и не способны потратить достаточно времени и сил для проникновения в суть священных писаний. Но, не получив знания, человек обречен оставаться пластили- ном в руках многочисленных лжепророков.
В то же время, если он утратит доверие по отношению ко всем и будет выгульно отвергать все пути, то он опять же никогда не придет к совершенству, так как будет «топтаться на месте». Таким образом, у него остается два шанса. Один - если ему с его слепой верой попадется бескорыстный истинный духовный учитель и при этом человек не отклонится от его наставлений. А второй - если он, отбросив фанатизм, начнет серьезно исследовать предлагаемый путь к совершенству и будет внимательно искать истинного святого.
Когда духовная слепота сходит с глаз человека, вера его становится "зрячей". Чтобы оценить полезность или несостоятельность предлагаемого пути к счастью, искателю следует вникнуть в его суть. Это означает, что он должен серьезно покорпеть над практическими упражнениями и поразмышлять по поводу философских построений данного пути, подобно спортсмену или студенту.
Тот же, кто этим пренебрегает подходит к делу поверхностно, а потому уподобляется пчеле ползающей по наружной стороне банки с медом. Медовый вкус может быть изведан лишь тогда, когда пчела проникнет внутрь сосуда. В этом случае результаты метода будут наглядны. Аналогию осознания духовного счастья с распробованием меда часто приводят индийские проповедники; встречается она и у православных богословов Судить о силе той или иной духовной практики можно по есть плодам, как это делается и в других сферах жизни.
Например, когда российском спорте какому-то наставнику удавалось вырастить нескольких чемпионов, его школа становилась знаменитой и престижной. Тогда родители, мечтавшие видеть своих детей в роли победителей, отдавали отпрысков под руководство этого тренера. Таким же образом по результатам религиозной практики, по святости ее последователей, можно судить о ее силе или слабости.
Плоды религии говорят сами за себя: они громче слов обвинителей. Последние всячески пытаются лишить человечество методов, дающих ему огромную власть над материальной природой. Но разумные люди «вешают» на свои уши «жалюзи», дабы не пускать в сознание ядовитые слова таких "специалистов".
Человек, наделенный разумом, не станет слушать тех, кто почему-то не хочет признавать, что и христианство, и ислам, и вайшнавизм, и иудаизм наделяют людей святостью и любовью Богу. Каждое из этих учений способно сделать своих последователей повелителями материальной энергии без вездеходов, космических кораблей, рентгеновских аппаратов и других приспособлений. Никто не в силах лишить их этого могущества.
Григорий Гайя. Светлое настоящее: зерна и плевелы в российском духовенстве. Глава 1