Поразительны привязанности людей к своим ролям в кукольном театре материального мира. Роли нравятся душам, захватывают их, проглатывают как акулы и отбирают разум. Очередная судьба-пьеса предлагает живому существу какой-нибудь новый образ. И не на шутку увлеченная игрой каждого новоиспеченного героя, душа не помнит о своей истинной природе. Роль принуждает живое существо придерживаться накладываемой ею «узкой специализации». Так широкое сознание души оказывается заточенным в «камеру» отождествления со своим героем, подобно тому, как у Шекспира феи оказались помещенными в маленький желудь.*(*Имеется в виду произведение Шекспира «Сон в летнюю ночь».)
Душа отдает свою свободу и индивидуальность в рабство к многочисленным психологическим штампам. На ее сознание эти штампы ставятся ее жизненными отождествлениями с нацией, полом, возрастом, профессией, семейным положением и т.д. Если душа не помнит своей вечной природы, то «хранители печати» получают над ней власть, и она становится их рабыней. Например, если рабочий московского автозавода, отождествляет себя с ролью работника своего завода, то он непременно болеет за «Торпедо», а не за «Локомотив». Но если бы этот человек работал на железной дороге и всерьез считал бы себя железнодорожником, он, безусловно, болел бы за «Локомотив».
Представим теперь, что отношения между болельщиками двух футбольных команд дошли до крайностей, а наш рабочий родился дважды: сначала как заводчанин, а потом как железнодорожник. Это значит, что в драках фанатов двух команд он в первой жизни будет увечить приверженцев «Локомотива», а во второй - болельщиков «Торпедо». Где же справедливость и истина? Увы, они отсутствуют. Отсутствуют оттого, что человек связан отождествлениями, наложенными на него ролями, в которых он запутался. Роли заковали его сознание в определенный психологический штамп. В течение одной жизни на людей влияет много разнообразных ролевых установок.
Все они диктуют соответствующие стили поведения. Решение человека в каждой конкретной жизненной ситуации сильно зависит от этих отождествлений. Поэтому он поступает по-русски, по-грузински, по-мужски, по-женски, по-спартаковски, по-рэповски, по-..., по-..., по-... . И часто именно из-за ролевой установки он не может сделать что-нибудь хорошее, даже если хочет этого со всей искренностью. Например, человек хочет пойти в храм помолиться, но не может этого сделать, так как зависимость от стиля поведения, присущего отождествлению, просто-напросто лишает его возможности следовать велению сердца. Бывает, что отождествление помогает людям удержаться от глупого или преступного поступка, но нередко все бывает как раз наоборот, когда рабская зависимость от роли вынуждает человека совершать серьезные ошибки.
Так, мужчина, считающий себя примерным семьянином, не изменяет жене, благодаря чему в семье не раскапывается чаша мира. Но тот, кому пришлась по душе роль мужлана-супермена, который непременно должен обладать многими женщинами, вносит огромные беспокойства в свой дом, причиняя вред, как жене, так и детям. Таким образом, мы делаем вывод: в конкретной ситуации одни отождествления помогают человеку не совершать дурной или ошибочный поступок, а другие, напротив, провоцируют его на нехорошее дело, ибо, поддаваясь отождествлению, человек естественным образом принимает соответствующие правила поведения. Мэнли П. Холл пишет о воззрениях античных греков: «Древние говорили: «Мертвый хватает живого»...
Это означает, что большинство людей управляется не их живыми душами, а мертвыми телесными оболочками». А вот, скажем, объяснение Джона Фэйворса из книги «Лидер новой эпохи»: «Натура людей, которым вы будете уподобляться, продиктует вид поглощаемой вами энергии. Соответственно, энергия, которую вы берете у других - это тот же тип энергии, которую вы излучаете...Наверное многие чувствовали, как истощает уподобление людям низкокачественной энергии. Вам следует быть очень осторожным в выборе людей, которым вы будете уподобляться. Уподобление - это один из самых мощных факторов в формировании характера и в достижении индивидуальных желаний...Иногда люди замечают, что их настроение резко меняется в результате мыслей, которые не являются их собственными.
И часто такие люди не отдают себе отчет в том, что они принимают ментальное отражение состояния других людей». Таким образом человек, будучи зависящим от различных образов, как бы зеркально отражает то, что вбирает от них. И даже не всегда важно, вымышлены эти образы или реальны. Важны их качества, энергия, которую они несут в себе. И если эти образы не духовны, человек проживает жизнь, так и не проявив в полной мере духовных качеств, так и не узнав себя, не раскрыв. Пребывая во власти материальной природы, живые существа разбрасывают свое изначальное духовное сознание по разнообразным отождествлениям. Из-за этого они теряют первозданную чистоту своих помыслов, лишаются присущего им знания и утрачивают персональную естественность и полноту.
Запутавшись в ролях, они не помнят себя - свою истинную натуру, свое подлинное «Я». Их можно уподобить актеру, у которого столь много съемок, что он полностью забывает себя, круглыми сутками переезжая из павильона в павильон. Из-за многочисленных установок на поведение люди предают забвению свою индивидуальную духовную природу и теряют свою естественность. Поэтому мы очень часто видим на современниках маски, но не видим в них непосредственности. Увы, так редка она в наши дни! По этой причине люди любят смотреть на детей, в меньшей степени подверженных ложно-стилевому поведению, а потому способных проявлять больше непосредственности, чем взрослые. Человек ведет себя непринужденно тогда, когда проявляет персональные духовные качества.
Время от времени некоторые из этих качеств проявляются не только у верующих, но и у материалистов. Но чтобы вести себя естественно всегда и являть всю полноту божественных черт, присущих нашей индивидуальности, необходимо действовать в чистом духовном сознании. Дабы справиться с этой задачей, нам должно думать о себе как о вечной душе и действовать как душа. Естественное поведение, свойственное духовному существу, описывается в священных писаниях. Душа ведет себя согласно природе своей индивидуальности тогда, когда занята служением Богу. Отождествление себя со слугой Бога является истинным. Такая роль раскрепощает душу. Каков результат?
Следуя стилю поведения, который присущ тому, кто служит Личности Бога, человек все больше и больше обнаруживает, как в нем просыпаются непосредственность и естество его индивидуальной души. Служение Богу естественно для всякого существа, ибо мы созданы Всевышним именно для этого. Такой стиль поведения не будет коробить разумного человека, так как он понимает, что Господь служит абсолютно всем живым существам, а потому ответное служение Ему является совершенно логичным. Совершая действия в преданном служении Богу, живое существо приобретает полноту и непосредственность своей натуры. Утверждаясь в преданном служении Господу, человек постепенно отрывает кусочки своего растерзанного сознания от многочисленных ложных временных ролей и, отвоевывая таким образом свою индивидуальность у захватчика (материальной природы), открывает себя как вечную душу.
Так человек приобретает способность видеть полную картину мира, а не какие-то зарисовки иллюзорной реальности. Иллюзорными они являются хотя бы потому, что нарисованы с точки зрения того или иного отождествления, каждое из которых склоняет отождествившегося считать свою роль наилучшей. Скажем, если задать двум разным людям вопрос: «Какой отдых лучше?», то во многих случаях альпинист будет прославлять карабканье по отвесному склону на вершину, а аквалангист - ползанье по морскому дну среди полипов. Наблюдая за обоими со стороны (с экрана телевизора), мы можем подумать: «У обоих парней странные представления об отдыхе». Но самый главный вывод, который мы можем сделать, - это то, что оба они пристрастны.
А суждение человека, который отличается своим пристрастием (а значит, заранее, не проверив, считает свою точку зрения более правильной, нежели точки зрения других), не может претендовать на истинность. Поэтому привязанные к иллюзорным ролям живые существа, видят мир в ложном свете. Разумеется, на определенных стадиях развития индивид может и не испытывать превосходства своей роли над другими. Так, альпинист может здраво рассуждать: «Для меня лучщий отдых - в горах, а для кого-то - в морях. Расхождение в наших с ним представлениях вызвано разницей в природных склонностях». Но есть еще одно но. Отождествление отвлекает внимание человека, заставляя его делать что-то временное, бренное.
Он сосредотачивается на том, чего скоро не станет. Концентрируясь на временных вещах, люди лишаются целостности восприятия. Все их внимание поглощено кратким отрезком времени в одну жизнь, либо того меньше . Их взор не охватывает свою судьбу в нескончаемой вечности. Таким образом, из-за сосредоточения сознания на временных ролях человек имеет узкое представление о мироздании. Поскольку привычка отождествлять себя с телом поработила подавляющее большинство землян, представления цивилизации о мироздании стали неполными. Ее положение весьма напоминает положение семьи Лыковых, описанное в восьмидесятых годах в «Комсомольской правде», в серии публикаций под названием «Таежный тупик».
В дореволюционное время семья староверов отправилась в тайгу, где обосновалась и жила без каких-либо контактов с внешним миром вплоть до восьмидесятых годов двадцатого столетия. Христиане вели хозяйство, растили потомство, но младшие при этом совершенно не ведали, что помимо этого кусочка тайги существует огромная густонаселенная планета. Родители, сохранившие память о мире, но так и не пожелавшие вернуться в него, были немало удивлены, когда встретили в начале восьмидесятых годов геологов, снаряженных техническими произведениями XX века. Ну а для детей это было полной фантастикой. Сверхшок! Можно себе представить! Семья слушала о смене режимов в стране, о двух больших войнах, о полетах в космос, а также о широко расползшемся атеизме.
Самые старшие - глава семьи и его жена - еще могли как-то представить себе описанное. Но детям было гораздо сложнее. Ведь их кругозор развивался в пределах одной семьи и в узких географических рамках крохотного участка тайги. Нынешняя цивилизация оказалась точно в таком же положении и не знает истинной географии мира. Великий вайшнавский ученый Бхактисиддханта Сарасвати (19-20 век) для иллюстрации узости воззрений нынешней цивилизации приводил пример лягушки, сидящей в колодце. Лягушка считала себя очень умной, думая, что величину океана можно измерить несколькими объемами своего колодца. Подобно этой квакуше, человек очень ограничен в знании географии вселенной.
Чем ограничивать свое восприятие реальности видением «со дна колодца», ему лучше бы спросить об истинном положении вещей тех, кто ходит над его колодцем. Именно эти существа дали человечеству Шримад-Бхагаватам, «Сурья-сиддханту» и другие ведические шастры, где говорится об истинной географии космоса. Сейчас появилось немало людей, говорящих о подлинной широте и устройстве мира. Предлагаемые ими знания выводят современных землян за пределы привычного восприятия. Однако вера основной массы во все это слишком слаба, а официальных контактов с другими цивилизациями в наше время нет.
В газетах мы не читаем о дипломатических встречах на межпланетном уровне. Но в прежние времена все было по-другому. «В древней ведической цивилизации контакт людей с различными расами нечеловеческого происхождения строился на прочной основе, - пишет Ричард Томпсон. - Небесные риши (мудрецы) и дэвы регулярно навещали дворы великих земных царей. Были установлены дипломатические отношения и общее взаимопонимание между предводителями людей и представителями других обществ космической иерархии». (Р. Томпсон. «Пришельцы: взгляд из глубины веков»)
Приходя на жертвоприношения или просто пообщаться с людьми, высшие существа одаривали человечество особыми благами. Знания, культура и чистота помыслов некоторых землян делали их привлекательными даже для полубогов. Но сейчас небожители почти никогда не приходят. Лишь редчайшие души имеют с ними контакты, но, как правило, держат это в секрете. И мы вполне можем понять, почему небожители не посещают «белые дома». Кто захочет иметь официальные отношения с цивилизацией, которая вооружена до зубов и имеет правосудие, разрешающее аборты и убийство животных? Кому интересно дружить с расой существ, кое считают себя гуманными, разумными, но используют мораль животных и погрязли в пьянстве, наркомании, курении, распущенности и бандитизме?
Захочется ли нам самим пойти в место, где точат ножи, заряжают автоматы, нацеливают ракеты и, не останавливаясь, грешат? О чем мы будем говорить с такими существами? О ворах, доминирующих в политических кругах? О кризисах, ввергающих в уныние и страх? О телах, что выставлены на больших щитах? О дворах, что вечером внушают страх? О стадах, которым не уйти от плах? О тех младенцах, что убиты в роддомах? Все о грехах и о грехах - так мало тем других. Оставив город в небесах, кому захочется прийти? А ведь современные земляне любят говорить именно на эти и другие, подобные этим темы, которые совершенно неинтересны жителям высших планет.
Поэтому человечество лишено общения, которое могло бы дать ему много полезного, оградить от многочисленных ошибок и бед. Современная земная цивилизация бойкотируется небожителями. Но если человек принимает свою вечную религию, то лично с него снимается эмбарго, наложенное высшими существами на человечество в целом ряде областей (не на все, разумеется, иначе оно бы не выжило). Каждый, кто следует вечной религии, получает уникальные знания, необычные способности и покровительство Бога. Он обретает все это независимо от того, как высшие существа относятся к цивилизации в целом. Светлое Настоящее означает, что каждый, кто серьезно отнесся к нему и принял, подсоединяется к высшей реальности. Его можно уподобить верной жене, оберегаемой любящим графом.
Вроде она и дома часто сидит, но граф не дает ей скучать: то на бал вывезет, то в театр. В свет. Подобен Верховный Господь этому графу, а искренний верующий - жене, если любит и хранит верность. Нравится Господу вывозить такую душу «в свет». Заботится Он о ней. Пусть ее материальное тело и пребывает в пространстве материального мира, чувства ее погружены в мир духовный. Открывается ей совершенная картина мироздания во всей его целостности. Все это - доступная вещь, поверьте! Верховный Господь щедр и любит Своих детей. Он рад показать ребенку широту мироздания, если дитя этого хочет. Но многим ли это нужно? Все ли хотят знать истинное устройство творения и зреть во всей живописности его красоту?
А самым прекрасным местом в творении является духовное царство. Царство Бога, в котором живет огромное количество душ. Их там гораздо больше, чем существ, населяющих материальный мир. И все они обладают духовным блаженством. Каждый из людей может оказаться там. Но из-за неверия люди не хотят ждать счастливой и полной блаженства жизни в неведомом духовном мире. Поэтому они стремятся наслаждаться здесь, сейчас и больше. Мы и предлагаем им попробовать духовного блаженства здесь, сейчас и неограниченно. Собственно говоря, для этого мы и пишем данную книгу.
Григорий Гайя. Светлое настоящее. Цепь для древнего змия. Глава 3 "Заинтересованность каждого в следовании вечной религии"