Светлое настоящее. Предисловие III

Sep 08, 2019 09:08



Предыдущее

Известно, что А. Мень не сбрасывал счетов опыт и знание отличных от православия релиградиций. И хотя проповедовал христианство, а не суррогат христианства многие по- прежнему недовольны каким-то особым «экуменизмом» о. Александра»*. Прим.:"И было утро..."с.335.

Этого героя окружали люди весьма неподготовленные и испытавшие на себе сильное влияние распространенных в России атеистических воззрений.

Философ C. Аверинцев сравнил русскую интеллигенцию 70-х годов с племенем, которое ни один из миссионеров не смог бы найти ни на одном из островов этой планеты*. Прим.:"И было утро...Воспоминания об о. Александре Мене",1992,с.327.

Чтобы проповедовать такой пастве, необходимо было быть достаточно искушенным в разного рода философии. Поэтому Мень знакомился с принципами других учений и относился к ним с должным уважением. Подобный подход становится ещё более актуальным сейчас, на стыке тысячелетий.

Россия в настоящее время наполнена разнообразной литературой, и начитанные прихожане подчас ставят священников в незавидное положение, интересуясь элементами духовной философии и практики храмов, воздвигнутых на соседней улице. Лучше иметь хоть какое-то представление о других, чем становиться посмешищем, пытаясь что-то сочинять на ходу или отрицая все напропалую как бесовщину.

Обратившись к книге, священники, несомненно, расширят свой кругозор. Эрудиция важна не только для богослужителей: она украшает и педагогов, и лекторов всех рангов, а также любых воспитателей. Дипломаты, бизнесмены, и все, кому приходится общаться на международном и межнациональном уровне, мгновенно вырастают в глазах исповедующего другую веру собеседника, стоит им показать даже крупицу знания о его веровании.

А иногда это спасает жизнь, а с нею и кошелек. Однажды в Казахстане я убедился в этом на собственном опыте, когда несколько молодых людей в пустынных горах близ Алма-Аты хотели меня ограбить. Сказав им, что я, хоть и русский, но мусульманскую веру чту, я поведал им три известные истории из жизни Мохаммеда. За это я получил от них статус «почти муллы» и благополучно вышел «сухим из воды».

Мулла, дьякон, раввин или брахман - все они имеют большое влияние на людей. Поэтому мы в этой книге говорим о том, какова должна быть квалификация лиц духовного сана и предлагаем критерии, по которым люди смогут определять, кто перед ними - мошенники или истинные представители Бога.

При этом читатели обнаружат много общего во взглядах основных монотеистических традиций мира. Не являясь сторонниками смешения вероисповедании, мы искренне выступаем за то, чтобы в каждой религии царила ее первозданная духовная чистота и уважение к другим конфессиям.

В то же время мы не хотели бы огульно отвергать ту точку зрения, что религиозную философию, пусть даже и кажущуюся монолитной и незыблемой на протяжении многих веков, можно обогатить. Ведь духовное знание неисчерпаемо, а некоторые святые постигли истины столь высокие, что у них незазорно поучиться независимо от того, к какой школе они принадлежат.

Опыт же организации общины с ее социальными связями, а также искусство проведения интересных духовных программ, вообще, полезны для всего, боятся ли они или не боятся ознакомления с неоткрытой пока философией. Книга представляет интерес для священников всех вероисповеданий, поскольку они найдут в ней информацию о том, как сделать свое служение притягательным для прихожан, особенно для интеллигенции, от которой зависит будущее любой религии.

Книга поможет служителям лучше осмыслить свои задачи, предоставив им собранные воедино представления разных традиций о том, что нравится прихожанам, а что - нет. Людей привлекает и сближает мудрость, и хвала Всевышнему, что хоть она не имеет национальности. Автор давно лелеет в своем сердце тайную мечту взять ее себе в вечные спутницы жизни, но это довольно сложная задача. Отец невесты просит слишком много приданого у нищего монаха.

В нашей компиляции приводится немало притч и изречений, сошедших в разное время с уст основателей религий, пророков, святых, философов, ученых и царей. Даже искушенные читатели, «перевернувшие» немало исторической литературы, смогут узнать что- то новое для себя, ибо часть информации была почерпнута из редких источников.

Дабы вкушение поданного на страницах блюда не создавало ощущения пресности, мы попытались приправить его специями юмора. В комичные и напряженные ситуации не раз попадали и мудрецы, и цари, и чувство юмора выручало многих из них. Но в мире эмоций не только смех, но и слезы имеют право на жизнь, поэтому мы, дабы развеять, затхлую атмосферу иллюзии, приводим иногда отнюдь не смешные истории и факты.

Во второй половине книги теистические философии сопоставля- ются с атеистическими. Материализм, поверхностный по своей сути, концентрирует все внимание человека на телесном и не раскрывает глубин сознания. Кроме того, атеистическая философия порождает беспрерывную погоню за безмерным количеством удовольствий, что в свою очередь приводит к постоянным столкновениям в обществе. Анализ межрелигиозных конфликтов показывает, что все подобные войны случались тогда, когда чистую этику религии подмешивался деготь корыстных материальных интересов.

Лидеры-атеисты, используя духовную философию для объединения людей в миллионные армии, сталкивали их на полях сражений, а сами после этого наслаждались завоеванным богатством. Материалисты, разжигающие сегодня религиозную рознь, наверняка уже купили себе уютные квартиры в подземных городах, типа тех, что есть под Москвой или под областными санаториями.

Теперь война им не страшна, так как в этих уютных гнездышках есть запасы воздуха, воды и еды, которых их обитателям хватит до самой смерти. Что же касается людей, которым предстоит остаться на поверхности, им в случае великого кровопролития придется дышать ужасным отравленным воздухом при помощи остатков собственных легких, если, конечно, они не погибнут прежде, чем наступит этот мрачный этап тихого угасания.

B анализе материалистических и религиозных философских доктрин мы попытаемся объективно рассмотреть, к чему приводит человека и все общество в целом следование по выбранному ими пути. Чтобы правильно это воспринять, необходимо сравнить типы людей являющихся «продуктами» разных систем воспитания.

Поэтому читатель будет периодически сталкиваться с позицией, которую занимают в жизненных перипетиях последователи разных систем. Книга затрагивает различные аспекты духовного знания, всегда интересовавшие любителей занимательной познавательной литературы. В своей работе мы опирались на признанные миром священные писания монотеизма, а также использовали бесценные работы святых. Нередко в книге приводятся ссылки на труды теософов, ученых и биографов великих людей.

Мы искренне надеемся, что вдумчивый человек получит полноценный духовный отдых за чтением этого произведения. Мечта автора осуществится, если читатель откроет для себя ряд духовных истин, которые сделают его сильнее в непрекращающемся натиске психических и физических атак материальной природы, а также научат его быть добрее и терпимее к окружающим живым существам.

Работая над книгой, автор поставил перед собой одну важную цель помочь людям раскрыть в себе способность жить по законам, что управляют жизнью в духовном измерении. Однажды в лекции Александр Мень говорил о духовной реальности. Он рассказал человеке, прогуливавшемся в детстве по улице.

Неожиданно для себя тот увидел в стене зеленую дверь. Человек открыл ее и обнаружил чудесный сад с дивными цветами, прекрасными животными и необыкновенными людьми. Побыв некоторое время в новом для себя измерении, он вышел из него, а впоследствии никак не мог вернуться назад. То ему не хватало времени, то он не мог найти дверь.* Прим. И было утро...с.327. Пусть же эта книга поможет всем ищущим уже сейчас, при жизни, найти ту дверь, что ведет к духовной реальности, где пребывают прекрасные мирные души: счастливые и безмятежные; любящие играть танцевать и петь в обществе Верховного Господа.

Григорий Гайя. Светлое настоящее. Зерна и плевелы в российском духовенстве. Книга 1

война, Григорий Гайя, Александр Мень

Previous post Next post
Up