Стереть нестираемое

Aug 17, 2019 15:52

В век Кали, в век, в который мы с вами живем, люди страдают. Они страдают, прежде всего, потому что жизнь наша исполнена греха. Вещи, которые казались немыслимыми еще некоторое время тому назад, сейчас воспринимаются как нечто само собой разумеещееся. Грех на санскрите, одно из слов, которые обозначают грех на санскрите, очень важно для нашего понимания. Грех на санскрите звучит как агха. Слово агха значит буквально неуничтожимое, неистребимое. Гха происходит от санскритского слова хан, что значит «убивать, уничтожать, стирать».

Агха значит нечто нестираемое, неизгладимое. Психологическая или физиологическая концепция, которая стоит за этим, как её ни назови, очень важна. Грех - это поступки, которые оставляют очень глубокий след в нашем сознании и заставляют нашу память постоянно возвращаться к ним. Иначе говоря, это поступки, которые помещают нас в зависимость. Когда наша память постоянно возвращается к чему-то, мы начинаем зависеть от этого поступка или от этого опыта.

Мало какая религия может точно определить почему какую-то категорию действия относят к грехам, а какую-то категорию действий не относят к грехам. Но смысл, который вкладывается в это понятие в Ведическом писании, очень глубокий. Грех - это то, что привязывает нас к себе, то, что заставляет нас снова и снова человека повторять этот поступок и таким образом привязывает человека к телесному самоотождествлению, к материальной концепции, к материальным представлениям о себе, о своей жизни, о смысле жизни.

В этом смысле жизнь наша в это время полна греха. Иначе говоря, грех - это то, от чего трудно избавиться. В конце концов, это то, что заставляет человека страдать, потому что возвращаясь все время к каким-то вещам, человек сходит с ума.  Мы знаем, как порабощает человека наркотики, вино, секс, мясо. Почему? Потому что все эти поступки оставляют очень глубокий след в нашем сознании. Сознание предназначено для того, чтобы думать о Боге, но если сознание занято другими вещами, если мысли наши уже ходят по привычным кругам, по кругам, которые там отпечатались, к тому же там есть уже колеи нахоженные, то человеку очень сложно переключить свое сознание.

Медитация или другие вещи - это форма переключения сознания на какую-то другую реальность, медитация на высшее, в конце концов на Бога. Но нам это очень сложно сделать именно потому что мысли наши уже привыкли ходить по своим кругам.  Как в Индии и в любой традиционной культуре использовали волов для того, чтобы выдавливать масло или для того, чтобы перемалывать пшеницу. Их привязывали к жернову и они ходили по кругу.

Им закрывали глаза, чтобы их ум не волновался и они ходили по кругу, жерновые животные, которые всю свою жизнь ходили по кругу, и когда этих животных, когда они становились старыми и их отпускали на волю, то выяснялось, что они могут ходить только по кругу. Они привыкли ходить по одному и тому же вытоптанному кругу, по одной и той же протоптанной дорожке. Они уже не могли ходить по-другому, они все равно по привычке ходили там же, где ходили всю свою жизнь.

Точно так же нам, по сути дела, очень сложно переключить свое сознание. и «Бхагаватам» учит нас именно этому. В самом начале «Шримад-Бхагаватам» говорится, что «Бхагаватам» - это то писание, в котором дхарма нашла прибежище и приют после того, как Кришна покинул этот мир. Кришна сва-дхама упагхате - когда Кришна ушел, упа-гхате в Свою Дхаму, в Свою обитель, ушел с этого мира и вернулся в Свой мир, в Свою обитель, то тогда дхарма и гьяна - религия, праведность, долг, в конце концов природа человека, дхарма, и гьяна, подлинное знание, знание о природе этого мира - нашли прибежище в «Шримад-Бхагаватам».  «Шримад-Бхагаватам» - это в сущности способ переключить наше сознание с материальной реальности, к которой мы очень привязаны, на духовную реальность.

Но для этого «Шримад-Бхагаватам» надо читать. И не просто читать - для этого нужно думать о «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» учит нас думать, но для того, чтобы мы научились думать, нужно думать в соответствии с тем руслом, в которое направляет наши мысли «Шримад-Бхагаватам».  Что такое «Шримад-Бхагаватам»? «Шримад-Бхагаватам» - это определенное русло, которое прокладывается для нас, но нам нужно научиться пускать свои мысли по этому руслу.

Когда человек привык к этому, то в его голове прокладываются новые маршруты и ему легко будет думать о Кришне. Он будет слышать о Кришне и вспоминать о Кришне, он будет видеть что-то и то, что он видит, события в его жизни, будут напоминать ему о Кришне, какие-то с ним будут происходить события и эти события будут учить его. Обычно наша жизнь проходит бессмысленно, потому что человек, как правило, не извлекает никаких уроков из своей жизни.

А он не извлекает никаких уроков из своей жизни по одной простой причине - потому что он смотрит на все то, что с ним происходит изнутри и он не может понять, изнутри невозможно понять, почему это со мной произошло. Поэтому единственное, что остается в результате жизни - это боль, обида, разочарование, все эти негативные эмоции из-за того, что все было бессмысленно. Карл Юнг, великий швейцарский психолог двадцатого века , писал, что если все то, что с нами случается, имеет какой-то смысл, то можно преодолеть любые препятствия; но если жизнь - это сказка, рассказанная идиотом (парафраз из одной Шекспировской пьесы) - если наша жизнь - это всего лишь навсего сказка, рассказанная идиотом, то есть не имеющая никакого смысла, то невозможно жить правильно.

Жизнь - это урок, очень глубокий урок, который дает нам изначальный учитель, ади-гуру, Бог. Весь этот мир - большая школа. Все то, что с нами происходит, каждое событие, каждая встреча - это урок. Беда в том, что мы не учим эти уроки и поэтому остаемся на второй год, и на третий год, и на четвертый год. Это называется реинкарнация, красивым словом. Но мы, по сути дела, второгодники, мы не поняли того, чему нас хотят научить и соответственно естественно нам нужно снова проходить. А понять невозможно, находясь внутри системы.

Для этого нам нужно посмотреть на все это извне с точки зрения Кришне и тогда мы сможем понять смысл того, что с нами происходит.  Эту возможность посмотреть на это все извне, дает «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» может полностью перевернуть наше сознание. В самом начале «Шримад-Бхагаватам» (1.5.11) есть этот знаменитый стих, который Шрила Прабхупада любил цитировать: тад-ваг-висарго джанатагха-виплаво. Агха - это то самое слово, о котором я же говорил в начале лекции.

Агха значит грех. Джаната-агха - греховная жизнь человека, виплаво значит переворот. Эти слова, слова «Шримад-Бхагаватам», Нарада Муни говорит: «Слова „Шримад-Бхагаватам” способны совершить переворот в нашем сердце». То есть иначе говоря, способны избавить нас от греховной зависимости, в которую мы неминуемо попадаем, находясь в этом мире, способны полностью поменять или перевернуть наше сознание.

Полностью

реинкарнация, Шекспир, грех, Бог, Бхакти Вигьяна Госвами, Прабхупада, Юнг, Шримад-Бхагаватам

Previous post Next post
Up