Собственно, некоторым пусковым крючком к тому, чтобы прочитать эту лекцию, послужила фраза, которую я прочел вчера в одной книге, подаренной мне человеком, присутствующим здесь. И там, в частности, было сказано, что Шрила Прабхупада так извратил смысл «Бхагавад-гиты», что даже тупым западным людям все стало понятно.
Ну так вот, мне хотелось доказать, что Шрила Прабхупада не извратил смысл «Бхагавад-гиты». И, хотя он действительно сделал так, что нам все стало понятно, но он сделал это не ценой извращения смысла, а ценой выявления глубинной сути слов Кришны, которые были продиктованы бесконечно глубоким состраданием, живущим в его сердце.
***
Шрила Прабхупада не извратил суть «Бхагавад-гиты», а объяснил суть «Бхагавад-гиты», потому что суть «Бхагавад-гиты» - бхакти, а бхакти означает служение, а служение означает два, означает два эго. Есть огромное эго, или Бог, Ишвара, и есть маленькое, крошечное эго. И мое предназначение, миссия человеческой жизни в том, чтобы служить или исполнять желания большого Бога.
Я крошечный по своей природе, Бог - бесконечно велик. И природа крошечного живого существа в том, чтобы исполнять желания Бога и, исполняя желания Бога, так или иначе, обрести сознание Бога. «Бхагавад-гита» учит человека сознанию Бога, или пониманию того, каким образом Бог проявляется здесь и сейчас.
Баладева Видьябхушана и Шрила Прабхупада, за которым следует Шрила Прабхупада, объясняя «Бхагавад-гиту», утверждают, что, в сущности, понимание Бога начинается с понимания себя. И это очень важный момент, о котором мне хотелось чуть более подробно сказать сегодня: что человек не может понять Бога, не поняв себя, и человек никогда не сможет понять себя, не поняв кого? Бога; что человек создан по образу и подобию Бога.
И наше понимание Бога, наш путь к пониманию Бога, наш путь к пониманию Абсолютной Истины лежит через понимание самого себя. Но для того, чтобы понять самого себя, кого мы должны понять? Бога, Кришну. Мы никогда не сможем до конца понять самого себя до тех пор, пока мы не поймем Бога. Эти две вещи, два этих «Я», понимание этих двух категорий, двух истин абсолютно неразрывно связаны друг с другом.
Именно поэтому психология человека, понимание психологии человека означает до какой-то степени понимание психологии Бога. И наоборот, когда мы приближаемся к Богу через поклонение Ему, мы яснее начинаем понимать свою собственную психологию. В сущности, Кришна пытается научить нас стать счастливыми по какой причине?
Потому что Он Сам счастлив. Он знает, что значит быть счастливым, Он понимает, как быть счастливым и Он хочет поделиться этим секретом с нами. Он видит, каким образом мы, маленькие, крошечные подобия Бога, страдаем и мучимся здесь, в материальном мире. И Он говорит: «Стань таким же как Я, в каком-то смысле. Попытайся понять, каким образом мыслю Я и каким образом вижу этот мир Я».
В тот самый миг, когда мы увидим этот мир таким, как его видит Кришна, когда мы увидим самих себя таким, как нас видит Кришна, в этот самый миг мы станем такими же, как Кришна. А Кришна какой? Счастливый. «Бхагавад-гита» объясняет именно это. «Бхагавад-гита» объясняет, как видит мир Кришна.
Есть много разных описаний мира. И, в общем-то, Сам Кришна говорит, что мир можно видеть по-разному, что разные мудрецы смотрят на мир по-разному, что кто-то видит мир так, кто-то видит мир так. И, в общем-то, строго говоря, нельзя сказать, что одно виденье отличается, или лучше, чем другое виденье. Кто-то может сказать, что мое виденье более правильное, кто-то будет говорить, что мое относительное виденье более правильное.
Кришна говорит: «Все правильные». Кришна щедрый. Кришна говорит в 11 песне «Шримад-Бхагаватам» Уддхаве, что одни говорят, что этот мир состоит из одиннадцати элементов, другие говорят, что из 25, третьи говорят, что из 32, четвертые, что из 48. Кришна не дошел до современного состояния, потому что современные химики говорят, что из 107 элементов.
Но что самое интересное, Кришна в конце говорит: «Они все правы, - Кришна говорит, - А-а-а, все правы». Не жалко. И тот прав, и другой прав, и третий прав. Но главное понять не то, как я прав, главное понять правоту Кришны. Если мы увидим, как этот мир видит Кришна, как Он смотрит на этот мир, если мы увидим Его абсолютную точку зрения и если мы поймем все то, что стоит за этим и все то, что связано с этим, в тот же самый момент мы станем счастливыми. И в этом суть. Суть не в том, чтобы мучиться в этом мире. «Бхагавад-гита» это самая важная книга, которая может сделать человека счастливым.
***
И еще буквально пару слов, прежде чем я закончу, о том, каким образом или каким методом пользуется Шрила Прабхупада в своих объяснениях в «Бхагавад-гите». Я очень часто слышал претензии к его истолкованию «Бхагавад-гиты». Обычно люди, зараженные некой псевдонаучной объективностью, пытаются читать «Бхагавад-гиту» и говорят, это не научный перевод, это не научное толкование.
На самом деле эти люди ничего не понимают в том, что значит научное. То, что сделал Шрила Прабхупада с «Бхагавад-гитой», и это тоже будет одна из тем, сквозных тем, нашего курса - объяснение объяснений Шрилы Прабхупады, каким образом и почему он объясняет именно так, соответствует классическому определению бхашьи. «Бхашья» значит «комментарий».
И комментарий означает привязывание каждого слова текста к смыслу этого текста. Почему «Бхагавад-гита» иногда кажется противоречивой? И люди, которые с, так сказать, с объективной научной точки зрения пытаются изучать «Бхагавад-гиту», в конечном счете, полностью запутываются. Был знаменитый немецкий ученый Отто. Он изучал «Бхагавад-гиту», изучал, изучал, изучал, пытался понять разные слои и понял, что в «Бхагавад-гите» 16 разных слоев.
Иначе говоря, что 16 человек приложило свою руку к написанию «Бхагавад-гиты» - кто-то сел, написал несколько стихов, потом пришел другой, сел, переписал что-то, потом третий, написал еще что-то. В конце концов, 16 человек написали «Бхагавад-гиту». Это великий немецкий ученый и только немецкий ученый мог такое придумать.
Отто сказал, но в «Бхагавад-гите» есть фразы, которые повторяются снова и снова: «Шри Бхагаван увача» - Шри Бхагаван только Он, и только Он говорит. И в классических ведических произведениях дается определение бхашьи, или комментария, и там говорится, что комментарий значит, когда мы привязываем каждое слово текста к смыслу текста, когда мы сначала выщепляем смысл этого текста, а потом объясняем каждое слово этого текста через призму этого смысла.
Мы не пытаемся объективно посмотреть на этот текст, потому что объективного текста не существует. Сначала мы понимаем самую суть или самый смысл «Гиты». И это именно то, что сделал Шрила Прабхупада - он взял самый смысл, квинтэссенцию «Бхагавад-гиты», «Бхагавад-гиту как она есть» и потом он взял каждое слово этого текста и объяснил каждое слово этого текста сквозь призму.
И смысл «Бхагавад-гиты» в чем? В чем основной смысл «Бхагавад-гиты», основная суть «Бхагавад-гиты»? Что, в конце концов, хочет сказать Кришна в «Бхагавад-гите»? Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа; ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру.
Смысл «Бхагавад-гиты», суть «Бхагавад-гиты» - бхакти. Смысл «Бхагавад-гиты» в том, что, в конце концов, живое существо должно любить Бога, потому что Бог уже любит живое существо. И любить значит служить, любить значит отдавать. И Шрила Прабхупада взял этот простой смысл «Гиты», не пытаясь сначала отстраненно посмотреть, как немецкий ученый Отто, где тут есть противоречия и не запутался во всем этом, а взял этот смысл и нанизал на нитку этого смысла всё остальное.
И именно поэтому «Бхагавад-гита», написанная Шрилой Прабхупадой, обладает такой невероятной силой. Любой человек, который читает эту «Бхагавад-гиту» становится преданным, становится бхактой. Сколько людей, и Шрила Прабхупада с гордостью говорит об этом в предисловии, сколько людей до этого переводило «Бхагавад-гиту», читало «Бхагавад-гиту», появился ли хоть один преданный Кришны? Нет.
Но когда они прочитали «Гиту», написанную Шрилой Прабхупадой, где каждое слово пронизано изначальным смыслом «Гиты», изначальным посланием «Гиты», до нас, тупых людей Запада, вдруг дошло, что я должен делать?
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе \ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе
Дошло. Дошло, да? Дошло. Но не до конца дошло. И так как я сам часто сталкиваюсь с этой проблемой в своей собственной жизни, что дошло, но не до конца, я попытаюсь на протяжении нескольких последующих воскресений, их будет много, вместе с вами глубже стараться понять этот смысл и смысл этого окончательного безоговорочного совета Кришны - что мы должны предаться, стать Его преданными и каким образом именно это может решить все наши проблемы и исполнить миссию нашей человеческой жизни.
Бхакти Вигьяна Госвами. Полностью:(16.03.2008)
Семинар «Психологические аспекты “Бхагавад-гиты”»