В гуне невежества всё очень просто. Человек занимается духовной практикой или, так сказать, духовной практикой, совершает какие-то обряды, делает какие-то жертвоприношения или занимается какой-то там тайной практикой, или ещё чем-то. Потому что у него есть три причины для этого: химса, дамбха и матсарья. Химса - значит желание причинить зло другому человеку. Дамбха - значит гордыня, когда я горжусь, когда я хочу для того, чтобы доказать своё превосходство над другими, прибегаю к каким-то, так сказать, религиозным способам. И матсарья значит зависть.
Есть множество различных форм, так сказать, духовной практики или религиозной практики, псевдорелигиозной, мистической практики, которые, в конце концов, должны удовлетворить самые низменные желания человека. Можно сходить к бабке, которая сделает какое-нибудь приворотное, отворотное или ещё какое-нибудь зелье. Есть разные формы черной магии, когда человеку протыкают глаза на фотографии и ждут, что с ним будет. Я помню, мы ездили в Кералу (это штат на юге Индии).
И там много очень разных древних практик сохранилось. И мы проезжали мимо одного храма, мне понравился этот храм.
Я спросил: «Что за храм?»
На меня посмотрели с какой-то очень большой опаской. И сказали: «Нет. Туда лучше не заходить».
Я сказал: «Почему не заходить? Это же храм! Давайте зайдем!»
Мне сказали: «Лучше не заходить. Давайте не будем заходить!»
Я стал настаивать: «Что за храм такой? Красивый храм! Остановите! Хочу в этот храм!»
Они сказали: «Это храм Кути-чатана». Кути - значит маленький, чатан - значит сатана, или шайтан. Храм маленького шайтана. И это храм, куда можно пойти и заказать своего соперника или ещё кого-нибудь.
Там живет этот маленький дух, и этому духу, соответственно, курицу нужно принести. Много не нужно. Курицу ему принести, секир башка ей сделать. Помогает. В Керале очень популярная вещь. Проблема в том, что один идёт в храм Кути Чатана, приносит курицу этому Кути Чатану, и говорит: «Делай плохо тому». А тот, другой, идет в другой храм, к другому Кути Чатану и приносит ему две курицы. И стимулирует этого Шайтана или духа причинять какой-то вред. И люди делают это, люди занимаются этим. Иногда, мы также можем заметить эти мотивы в себе.
Мы думаем: «Сейчас я так прочитаю „Харе Кришна“, что все мои враги подохнут» :) Я помню, что некоторые люди, узнав, что брахманы использовали брахманский шнур для проклятий… Это особая магическая принадлежность. Нужно намотать его на палец, произнести проклятие и с этим проклятием порвать шнур. И тогда проклятие точно исполнится. Потом мы находили множество порванных шнуров :) Люди хотят с помощью каких-то мистических средств причинить кому-то вред. Люди хотят с помощью каких-то мистических средств гордиться и доказать всем, что они лучше, что они превосходят других.
И часто человек идет и совершает для этого какое-то жертвоприношение. Сам Кришна говорить в «Бхагават-гите описывает, как думают демоны. Демоны думают о себе: «Я самый богатый, я самый умный. У меня множество родственников и подхалимов, которые все время льстят мне. И сегодня я совершил одно жертвоприношение, а завтра я совершу другое жертвоприношение. Я стану сильнее, сильнее, и еще сильнее». И Кришна объясняет, что все это, в конечном счете, аскеза в гуне невежества, религия в гуне невежества или мотивация в гуне невежества. И матсарья - зависть, когда я хочу обойти других, когда я хочу всем доказать что-то. Так или иначе, все это религия или мотивация в гуне невежества…
Бхакти Вигьяна Госвами. Бхагавад-гита17.15, 20.5.2008