Логика и качества настоящего правителя

Apr 20, 2019 09:40



Предыдущее
На царя все смотрят, все смотрят на то, что он делает. На любого человека, который занимает какое-то пложение в обществе все смотрят и поэтому любой человек, занимающий это положение должен понимать это и должен стараться вести себя подобающим образом, должен подавать пример. Каково положение царя хорошо иллюстрируется на одной истории.  Однажды повелитель Персии наслышался о мудром советнике Акбара и решил сам проверить действительно ли Бирбал такой умный. И он послал посольство к Акбару и сказал: - Пошли мне своего министра. Пусть твой министр придёт ко мне ко двору, я хочу с ним побеседовать.

Акбар, который очень гордился своим министром, страшно обрадовался. Он подумал: «Теперь они поймут какие у меня министры и, соответственно, какой я на самом деле». И он снарядил огромное пышное посольство с Бирбалом во главе и они отправились на верблюдах и слонах в Персию. В конце концов они пришли ко двору персидского шаха, Бирбал зашел в тронную залу и увидел семь тронов вместо одного. Семь абсолютно одинаковых тронов, стоящих полукругом, на которых сидело абсолютно одинаково одетых семеро человек.

На всех семи были чалмы с драгоценными камнями, на всех семи были драгоценные одежды, все семь держали скипетр и булаву. Было совершенно не понятно кто есть кто. Телевизора и фотографии тогда не было, поэтому он не знал, как выглядит персидский шах и оказался в сложном положении. Тогда он внимательно оглядел этих семерых, сидящих на тронах и потом подошел к настоящему шаху, поклонился и сказал:  - Ваше величество, я прибыл от императора Акбара с посольством, пожалуйста, примите меня. У шаха отвисла челюсть.

Он сказал: - Дорогой Бирбал объясни, пожалуйста, как ты узнал кто из нас кто? Каким образом ты узнал меня?  Тот ответил: - Очень просто. Я посмотрел на всех и увидел, что шестеро из семи одинаково одетых смотрели на одного, а один смотрел в пространство. Все шестеро смотрели на вас Ваше Величество, а Вы смотрели в никуда. И я сразу понял - это Вы являетесь падишахом.   Смысл этого в том, что люди смотрят на человека, который занимает положение с открытым ртом, смотрят на то, что он делает, и поступают соответствующим образом. Поэтому человек, занимающий это место должен осознавать свою ответственность.

Как Шрила Прабхупада говорит о Дхруве Махарадже, что если бы правителем был человек с качествами Дхрувы Махараджа, то всё бы было хорошо. Человек, который занимает это место должен обладать очень возвышенными качествами. Тогда всё будет хорошо. Если он обладает этими качествами, то все будут счастливы. Всё очень  просто. Если он не обладает этими качествами - все будут несчастны.   Все будут смотреть на него, все будут подражать ему, все будут делать такие же глупости, которые делает он и  в конце концов все вместе дружно пойдут в ад. Все вместе взявшись за руки окажутся там и будут в одном котле вариться.  Это просто элементарная логика. На самом деле ведический царь на самом деле должен быть идеальным.  Как есть прекрасная история, что значит ведический царь.

История случилась давным-давно. Один из древних ведических царей в жаркий день отдыхал в манговой роще. Он сидел под манговым деревом, вокруг него были министры,  рядом сидела жена, он играл с ней в шахматы и она ему проигрывала. Поэтому, соответственно, царь находился в очень хорошем расположении духа.  У них был своего рода пикник - министры смотрели, болели за него…  И надо же было такому случится, что в тот же самый момент в этой же роще очутился какой-то бедняк, нищий. В те времена цари были достаточно демократичными и не огораживали свои манговые рощи колючей проволокой и кто угодно мог зайти в эту манговую рощу.

Этот нищий был очень голодным, он шел по этой роще и не знал, что царь сидит там. Он увидел спелые плоды и сразу же слюни потекли у него изо рта, и  он подумал: «Дай-ка я полакомлюсь этим манго». Он поднял камень, который лежал там и запустил его в манго. И то, что он хотел, случилось. Манго упало. Он впился в это манго, потек сок, но, к сожалению, он не проследил траекторию этого камня. Этот камень пролетел дальше и ударился прямо в чалму этого царя. Стражники с огромным гневом подлетели к этому человеку, который ел это манго, привели его туда и министр юстиции, который там был решил его осудить и собрал небольшой совет.

Они посоветовались  и решили: «Приговариваем к смерти негодяя такого. Он ударил по чалме нашего господина, чалма слетела. Слава Богу ничего не случилось с нашим царём. И министр подошел к государю и сказал: - Государь, преступление справедливо наказано. Мы покарали этого человека по заслугам и приговорили к смертной казни. Теперь твоё право одобрить этот приговор. Если ты одобришь,  мы тут же ему секир башка сделаем. Никаких проблем!

Царь сказал: - Приведите его ко мне.  Привели этого бледного несчастного с подтеками мангового сока, который дрожал и уже не рад был, что попал в эту историю.
Царь: - Куда ты бросал камень?
Нищий: - Я бросал камень в манговое дерево.
Царь: - А зачем ты его бросил?
Нищий: - Затем, чтобы сбить манго.
Царь: - И как, ты сбил манго?
Нищий: - Сбил манго. Манго упало
Царь: - И что ты сделал? Ты съел манго?
Нищий:  - Да, съел манго.

Царь повернулся к министру: - Сколько ему хватит этого манго? Сколько он будет сыт?
Министр: - Может быть, сутки на этом продержится
Царь: - Сейчас я объявлю свой приговор. Отныне каждый день из государственной казны до конца его дней этому человеку должно выдаваться достаточно денег, чтобы он безбедно жил до конца своих дней.

Все просто ахнули. Что же это за наказание такое? Как же это царь распорядился и что происходит? И никто ничего вообще не понял. Но царица подумала: «Наверное, царь сделал это, потому что у него хорошее настроение было. Потому что я ему проигрывала в шахматы». Как любой человек любит напрашиваться на комплименты, так и царица думала напроситься на комплимент. Все остальные молчали, все остальные просто приняли это решение царя, но она спросила у него: - Скажи пожалуйста, а почему ты принял это решение? Наверное, потому, что у тебя было хорошее настроение, да?

Царь: -  Нет. Скажи мне, пожалуйста, дерево чувствует?
Царица: - Нет, дерево не чувствует.
Царь: -  А скажи, пожалуйста, я чувствую, я осознаю? У меня есть сознание?
Царица: - Конечно. Ты являешься венцом творения. Ты стоишь на верхушке эволюционной лестнице по сравнению с деревьями.
Царь: -  То есть я более достоин, чем дерево?
Царица: - Ну конечно как можно сравнивать тебя и дерево?
Царь: -  Так не должен ли я доказать что я более достоин чем дерево?
Царица: - Ну конечно ты должен доказать что ты более достоин чем дерево.
Царь: -  Ну вот посмотри что случилось: этот человек запустил камнем в дерево, дерево дало ему плод, которого ему будет достаточно чтобы быть сытым сутки. Потом тот же камень попал в меня и так как я должен доказать что я достойнее дерева, то я должен обеспечить его всем необходимым до конца его дней.

Не правда ли логично?  Это на самом деле логика, которой должен пользоваться настоящий правитель. Но если сейчас такие правители? Есть ли сейчас люди, которые обладают такими качествами? Правитель это прежде всего качества. И как Шрила Прабхупада говорит: - Этим правителем должен быть вайшнав - то есть человек с качествами вайшнава.

Во времена Шрилы Прабхупады было осуждение на счёт вайшнавов, что вайшнавы трансцендентны, что они не брахманы, не вайшьи, не шудры. Ему его ученики пытались доказать, что на них варнашрама не распространяется.  И Шрила Прабхупада сказал: - Вайшнавы трансцендентны, но покажите мне этих вайшнавов. Где они, эти вайшнавы? Если вы вайшнавы, то почему вы падаете? Вайшнавы на самом деле не падают. Если вы вайшнавы, то почему вы падаете?

Иногда мы воспринимаем, что вайшнав это очередное упадхи - роль, которую человек играет в этом мире. Очередной костюм, который человек на себя напялил. Все люди в этом мире играют различные роли: мужа, жены, родственника, царя, христианина, мусульманина, религиозного человека, религиозного лидера, ещё кого-нибудь. Они прячутся за эти упадхи.  И иногда мы думаем, что вайшнав это очередная упадхи: - Я вайшнав, все остальные должны мне поклоняться. Все сейчас же должны меня избрать повелителем всего мира как Дхруву Махараджа.

Нет, вайшнав этот тот, кто проявляет качества вайшнава. И качества вайшнава это не просто какие-то произвольные качества, это - качества души. Это качества, которые имеет сама душа. Если у нас есть качества души, то тогда мы можем называться вайшнавами. Если мы действительно проявляем сострадание ко всем живым существам. Если мы милосердны, если мы смиренны, то только тогда мы можем называться вайшнавами. Если мы называемся вайшнавами чтобы гордиться этим, то тогда мы не вайшнавы - мы те же самые шудры. Даже ещё хуже.  Люди не замечают этого.

Они приходят в сознание Кришны, их привлекает Кришна, но они не замечают, что они как демоны привлекаются Кришной. Они хотят воспользоваться энергией Кришны, которая проявляется, в том числе и в сознании Кришны. Они хотят наслаждаться этой самой энергией. И как только я поймаю себя на этом, я должен схватить себя за горло и понять, что я делаю что-то не то.   На самом деле обычный демон, который просто наслаждается материальным миром он лучше чем преданный, который пытается наслаждаться или злоупотреблять ею для самого себя. Потому что тут он непосредственно покушается на энергию Кришны, тут мы знаем Кому всё принадлежит, а там, по крайней мере, иллюзия отделяет энергию от Кришны.

Поэтому смысл всего того, что мы делаем и должны делать - стать вайшнавами. И сколько их этих вайшнавов? Как всегда нас ставят в тупик: - Сколько у вас членов вашего Движения? И мы обычно говорим: - Миллиарды! Все живые существа в душе вайшнавы! Все живые существа слуги Бога!  На самом деле смысл всего этого и в том числе этих стихов чтобы мы могли стать вайшнавами, чтобы могли почувствовать привлекательность всего этого и поняли, что единственное чего я хочу это стать вайшнавом и значит, хочу развить эти качества и нет никаких препятствий для того, чтобы каждый человек мог развить в себе эти качества.

Эти качества уже есть - это естественные качества души. Единственное что нам нужно это искусственную, глупую, демоническую природу вырвать из своего сердца и действительно стать настоящим вайшнавом. И когда среди нас настоящие вайшнавы будут проявлять истинное смирение, истинное милосердие тогда все очень здорово будет.  Вайшнав никогда не должен гордиться, что он вайшнав. Вайшнав должен быть смиренным - это первое, это основное качество, это сварупа лакшана вайшнава. Сварупа лакшана это то, что он поклоняется Вишну с полным сердцем, всей душой, пока не обретёт этого качества - смирения.
<...>

Бхакти Вигьяна Госвами . Шримад Бхагаватам  4.09.66, 29.07.1997

Бхакти Вигьяна Госвами, Прабхупада, монархия

Previous post Next post
Up