Текст 24
"Если бы Я не выполнял Своих обязанностей, все эти миры были бы обречены на гибель. Я стал бы причиной появления на свет нежеланного потомства и тем самым нарушил бы покой всех живых существ".
Что говорит здесь Кришна? На какой аргумент Арджуны Он отвечает? Арджуна говорил: "О Кришна, если я буду сражаться. Если я их всех убью, все общество пойдет в ад. Я разрушу поколения людей, женщины развратятся, поэтому появится нежелательные потомства".
А Кришна ему говорит: "О Арджуна, если ты не будешь действовать, все люди последуют твоему примеру и поэтому появится нежелательное потомство, поэтому лучше действуй". Еще один аргумент, который употреблял Арджуна: "Если я буду действовать, то нарушатся традиции". Кришна говорит: "Если ты не будешь действовать, то ты нарушишь главную традицию". Потому что главная традиция это подавать пример всем остальным. То есть, Он полностью разбивает аргументы Арджуны. Камнем на камне не оставляет от аргументов Арджуны.
Мы сейчас более подробно поговорим о 24 стихе.
Первое, о чем тут говорит Кришна. О чем, прежде всего Кришна говорит здесь? Первое, о чем Он говорит это о человеческой слабости. Он говорит, что люди готовы воспользоваться любым предлогом, лишь бы не исполнять свои обязанности. Любой предлог даже самый малейший, если кто-то что-то такое делает, они воспользуются этим, чтобы не исполнять своих собственных обязанностей. Это тема нескольких стихов, которые мы прочитали. Есть такая поговорка: "Дурные примеры заразительны". Если мы видим, что кто-то подает дурной пример, мы сразу же его принимаем.
Хорошие примеры почему-то не так заразительны. Почему ему можно, а мне нельзя? Человек ищет оправдание своим собственным слабостям. Как мы можем видеть это, сейчас появилось определенное течение в нашем обществе или рядом с нашим обществом. Люди говорят, что Арджуна пил вино и ел мясо. У Арджуны, между прочим, было много, много жен. И даже Сам Кришна предоставил ему жену.
Так или иначе, первое, это человеческая слабость, когда люди пытаются воспользоваться чем-то для того, чтобы оправдывать свою собственную слабость. Почему-то они не вспоминают, что еще сделал Арджуна. Они не вспоминают, как Арджуна собственноручно расправился со своими врагами. Какие-то другие аспекты он совершал. Как на счет жен, они сразу об этом вспоминают почему-то.
Второе, мы уже об этом сказали - разрушение традиций. Если человек отказывается от исполнения своего долга, и если этот человек находится наверху, на которого все остальные равняются. То он гораздо более послужит этим дурным примером для разрушения традиций. Когда люди наверху нарушают традиции, то все остальные начинают следовать им. Люди только и ждут, чтобы нарушить какие-нибудь традиции.
И, наконец, третий аспект, об этом говорит Шрила Прабхупада в комментарии к этому стиху. О чем он в основном говорит в комментарии к этому стиху? Он говорит о следовании и подражании. О том, чем следование отличается от подражания. Следование на санскрите называется анусарана, а подражание, имитация называется анукарана. Мы должны следовать, а не подражать. Кто-то может сказать, в чем собственно разница? Вот, пожалуйста, я следую Арджуне, я следую Кришне. У Кришны было много гопи, Он танцевал с ними по ночам.
В целом нужно очень четко понимать, в каком качестве выступает человек. У каждого человека, особенно у великого человека или у Кришны, когда Он приходит, есть два аспекта. Один аспект, это когда Он говорит, что нам нужно делать. Когда Он четко говорит и показывает Своим примером, что нам нужно делать. А другой аспект, это когда Он выступает как Бог. Можно понять это на примере Шрилы Прабхупады. У Шрилы Прабхупады есть тоже эти два аспекта. С одной стороны он является ачарией и преданным. И он показывает каким образом должны действовать все преданные. Он подает нам пример и говорит нам, каким образом мы должны действовать.
С другой стороны он является основателем-ачарией Международного движения сознания Кришны. И когда он выступает в этом качестве основателя-ачарии Международного общества сознание Кришны, мы не можем ему подражать, для этого нужна квалификация. Шрила Прабхупада в комментарии объясняет, что у ишвары, человека, занимающего высокое положение есть положение ишвары. Когда он выступает в этом положении ишвары, мы не можем ему подражать. Ишвара означает, что у него есть потенция шакти. Что у него есть сверхъестественные силы. И мы не можем его имитировать, подражать ему в этом смысле. Но когда он ведет себя как обычный человек для того, чтобы подать пример, в этом смысле нужно провести это разграничение.
Можно ли подражать авадхутте? Авадхутта выходит из этих рамок, человек, который подает пример, он находится как бы в рамках общества. Мы можем очень четко понимать, на каком положении мы находимся и следовать тому, что мне говорят делать. В конечном счете, мне говорят то, что мне говорят делать. А не то, что кто-то там сделал. Тут очень важный прозвучал момент, анукарана, подражание всегда сопряжено с лицемерием, когда человек лицемерит. Когда человек обманывает себя, когда у человека есть эта некая кути-нати, желание обмануть себя. Он выдвигает дурацкие аргументы относительно того, так действовать или так.
Шрила Прабхупада: гопи джана валабха гириварадхари. Он пропел эту песню и сказал, что люди говорят, что Кришна танцевал с гопи, но они забывают, что сразу после этого - гириварадхари, после этого Он поднял холм Говардхана. Почему-то они берут только гопи джана валабха, но забывают про гириварадхари. Если вы хотите танцевать с гопи, то сначала поднимите холм, а потом танцуйте с гопи. Потому что Кришна сначала поднял холм, а потом танцевал с гопи. Но при этом Кришна нам говорит, что нам нужно делать. И здесь в "Бхагавад-гите" выступает как учитель. Люди пытаются непонятно чем заниматься, они пытаются стать непонятно кем, непонятно чем. Как мне рассказывал мистер Рау, что в Америке есть четырех месячные курсы, закончив которые можно стать аватарой. 400 долларов за четыре месяца и вы аватара.
Бхакти Вигьяна Госвами. Бхакти-шастры. Лекция по "Бхагавад-гите"