Механистическая и немеханистическая наука. Введение

Feb 02, 2019 06:27

 В своей статье по теории эволюции биолог Джон Мейнард Смит пишет: Индивидуум представляет собой просто механизм, созданный генами для того, чтобы обеспечить их воспроизведение» [1] . Это утверждение в краткой форме формулирует представления современной науки о смысле человеческой жизни. С точки зрения современной науки человек - не более чем машина, построенная из материальных компонентов. Эта машина появилась на свет только потому, что она, как и предшествующие ей машины, оказалась способна эффективно самовоспроизводиться в данных условиях окружающей среды.

Все проявления этого механизма, включая его мысли и эмоции, способности, надежды и желания, имеют значение лишь до тех пор, пока способствуют размножению генетического аппарата данной машины. В противном же случае они лишены всякого смысла, поскольку сами по себе гены являются лишь безжизненными молекулами. Утверждение Смита ни в коем случае не является преувеличенным или нетипичным. Более того, если мы обобщим это утверждение, распространив его на все самовоспроизводящиеся физические системы, оно окажется естественным следствием присущего современной науке механистического мировоззрения.

Термин «механистический» относится к основанной на измерениях и расчете теоретической системе современной физики. Очевидно, что в основе физики лежит идея о том, что все явления природы порождаются некой изначальной субстанцией, называемой материей. Было предложено несколько гипотез, призванных объяснить природу материи, но поиски окончательной теории продолжаются до сих пор. Однако общими для всех теорий являются два следующих положения:

(1) Материя может быть представлена в виде чисел, прямо или косвенно выражающих экспериментально измеримые свойства.
(2) Поведение материи может быть описано математическими выражениями, носящими название «законов природы».

Картина мира, созданная современной физикой в основе своей математична, и тому, кто построил свое мировоззрение на ее основе, математические абстракции (такие, как орбитали, волны и частицы) кажутся более реальными, чем осязаемые явления, которые они призваны описывать. В настоящее время, методы исследования едва ли не во всех областях науки основаны на механистической предпосылке, состоящей в том, что любой феномен есть порождение материи, действующей в соответствии с законами природы. Применение такого подхода в биологии приводит к возникновению теорий о том, что живые организмы представляют собой лишь комбинации материальных элементрв и что они возникают из более примитивных форм материи в результате чисто физических процессов.

Поскольку в основе механистической методологии лежит идея о том, что все явления окружающего нас мира можно объяснить действием законов природы, ученые выдвинули гипотезу о том, что жизнь развилась из материи, первоначально существовавшей в неорганизованной форме. Это предположение получило дальнейшее развитие сначала в эволюции теории Дарвина, а затем в теории молекулярной эволюции. В результате возникли две гипотезы. Первая из них объясняет происхождение высших видов из одноклеточных организмов, а вторая пытается описать происхождение первых живых клеток из простых химических соединений в «первичном бульоне».

Применение механистического подхода в психологии приводит к выводу, что ум - это всего лишь символ определенных электрохимических взаимодействий, происходящих в мозгу. Это значит, что в основе таких понятий психологии, как «цель» или «смысл», лежат лишь модели поведения, возникшие в результате адаптации индивидуума в процессе эволюции. Механистический подход отрицает абсолютный смысл этих понятий и возможность их универсального применения, поскольку с точки зрения механистического мировоззрения Вселенная представляет собой лишь неумолимый поток физических действий и реакций на эти действия.

Таким образом, каждый человек оказывается просто одним из подмножеств хаотического вселенского множества, бессмысленного по своей природе. Несмотря на то, что механистический подход в современной науке считается общепринятым, у многих исследователей он оставляет чувство неудовлетворенности. Так физик Стивен Введение О Вайнберг, завершая изложение своей теории большого взрыва, описывает появление человека как «довольно абсурдное следствие цепи случайностей, начавшейся в первые три минуты после большого взрыва». Вайнберг отмечает, что только поиски знания физиками (включая его самого) «возвышают человеческую жизнь над уровнем фарса и придают ей некоторое изящество трагедии» [2] .

Горечь и разочарование, звучащие в этой фразе, сквозят и в утверждении Бертрана Рассела о том, что механистическое мировоззрение укоренилось столь прочно, что «в наш век дом для души можно построить лишь на жестком фундаменте безысходного отчаяния» [3] . У людей, обладающих таким мироощущением, механистическая картина мира неизбежно вызывает чувство бессмысленности существования. Механистическое мировоззрение отвергает саму возможность существования абсолютной высшей цели, столь важной для удовлетворения внутреннего «Я». Конечно, можно возразить, что отсутствие абсолютной цели не мешает нам устанавливать свои собственные цели.

Однако подобный ответ также неудовлетворителен, поскольку, если рассмотреть такую искусственно созданную «цель» с механистической точки зрения, мы увидим, что она представляет собой ни что иное, как бессмысленное сочетание физико-химических процессов. Механистическое мировоззрение оказывает сильное влияние и на социальные отношения. Мирное течение жизни возможно лишь при строгом соблюдении людьми определенных законов и правил поведения, которые определяются системой моральных и этических ценностей общества.

Эти ценности не могут быть навязаны извне, а должны быть сознательно приняты людьми в соответствии с их личными убеждениями. В настоящее время механистические теории не способны предоставить убедительного обоснования какой-либо системы социальных ценностей и исключают любые попытки такого обоснования с немеханистических позиций. Примером возвышенных человеческих качеств можно считать милосердие, самообладание, отказ от насилия, правдивость, свободу от гнева, сострадание, щедрость, скромность, чистоту, всепрощение.

Нет никакого сомнения, что такие качества способствуют установлению мира и согласия в обществе, но что заставляет людей так ценить эти качества? Отдельные эволюционисты, основываясь на принципе «выживания самого приспособленного», пытались трактовать поведение людей, руководствующихся высшими ценностями, как завуалированную тактику Макиавелли, используемую людьми (неосознанно, механистически) с целью широкого распространения своих генов [4] .

Однако все приводимые до сих пор объяснения такого рода расплывчаты и неубедительны. И если бы даже удалось найти доказательства, подтверждающие такую позицию, они не могли бы побудить людей культивировать возвышенные качества и моральные принципы. Наоборот, взращивая в людях дух цинизма, они произвели бы обратный эффект. Постулирование принципов нравственности и достойного поведения невозможно с позиций механистической философии. Эта философия утверждает, что человек делает лишь то, к чему его вынуждают протекающие в его теле химические процессы.

Эта философия отрицает саму идею «Я» как личности, обладающей свободой воли, и тем самым делает бессмысленной идею морального выбора. Еще в недалеком прошлом система внутренних ценностей людей, их представления о цели и смысле жизни, формировались под влиянием традиционных немеханистических религиозных систем. Это продолжается и по сей день, однако широко распространилось мнение, что религия ниже науки. Механистическая наука зачастую считается олицетворением истинного знания о мире, и по мере того, как сфера науки расширяется, авторитет традиционных религий неуклонно падает.

Тем не менее именно религия остается основным источником духовных ценностей и высших идей. В результате множество людей оказывается в достаточно болезненном положении: создается впечатление, что рациональное знание можно обрести лишь ценой растворения в безбрежном океане экзистенциального абсурда. В настоящее время механистическая наука располагает методологией, позволяющей все глубже проникать в тайны физических процессов и явлений и даже управлять ими. Новые открытия впечатляют своим объяснением физической реальности и перспективой применения этих знаний на благо человечества.

С другой стороны, в контрасте с этим триумфальным шествием механистической науки, религия кажется основанной на безоговорочном принятии строгих, не поддающихся проверке доктрин, многие из которых были дискредитированы современными научными теориями. Традиционное религиозное мировоззрение в самой своей основе несовместимо с мировоззрением современной науки, и если последнее получило широкое признание, традиционные религиозные концепции кажутся все более и более устаревшими и нереалистичными.

По этим причинам доверие к традиционным религиям неуклонно падает, и это усугубляется коррупцией, пристрастностью и лицемерием, пронизавшим многие религиозные организации. Этому также способствуют тенденция к компромиссам, дикие измышления и явные небылицы, породившие хаос множества конфликтующих религиозных сект и философий. С упадком религии и приходом на ее место механистической философии современной науки человеческое общество оказалось ввергнутым в моральный и духовный кризис. Если механистическое мировоззрение действительно истинно, то выход из этого кризиса невозможен.

В таком случае все, что нам остается, это либо жить с убеждением, что жизнь не имеет никакого смысла, либо добровольно погрузиться в иллюзию и пытаться жить, разрываясь между слепой верой и холодным разумом. Однако доказательство того, что механистическое мировоззрение не отражает истины во всей ее полноте, все же существует. В этой книге, основываясь на общеизвестных фактах, я покажу, что господствующие в физике и биологии теории имеют серьезные недостатки, причина которых - в их механистической основе.

Духовный кризис современного общества можно преодолеть, если дать подлинно научную систему духовного знания, которая бы расширяла и в какой-то степени превосходила современные научные воззрения. Я хочу предложить альтернативу механистическому мировоззрению. Необходимая система знания должна удовлетворять следующим четырем критериям. Во-первых, коль скоро механистические теории неспособны ничего сказать о предназначении и ценностях личности, искомая система должна быть немеханистической.

Любая научная теория - это система логически последовательных утверждений, поддающихся проверке с помощью объективных наблюдений, и не противоречащих результатам наблюдений. Содержание всех наиболее важных теорий современной науки может быть - по крайней мере в принципе - полностью переведено на язык механистических терминов. Иными словами, теорию можно изложить в форме утверждений, содержащих данные об измерениях и расчетах. Однако нет никаких оснований полагать, что истинная научная теория обязательно должна быть механистической.

Немеханистические научные теории вполне возможны, и, чтобы установить прочный фундамент духовного знания, мы должны разработать именно такую теорию. Второй критерий состоит в том, что в рамках искомой системы личность должна обладать некой абсолютной реальностью. Если существование личности не имеет какого-то высшего смысла, невозможно определить цель человеческой жизни. Кроме того, если не рассматривать индивидуум как реальное существо, наделенное свободой воли, моральные и этические ценности также теряют смысл.

В этой связи мне хотелось бы отметить, что существуют некоторые немеханистические философии, в том числе буддизм и монистические философии Индии и Китая, которые не принимают реального существования личности. В последнее время было предпринято несколько попыток согласования этих философий с механистическими теориями современной физики[5] . Однако эти усилия не достигли той цели, к которой мы стремимся. Дело в том, что, по существу, эти философии рассматривают личность с позиций того же механистического мировоззрения.

Они ставят своей целью освобождение человека от жизненных проблем, причем это освобождение приходит при осознании нереальности существования индивидуума. Третий, критерий состоит в том, что новая система должна в некоторой степени противоречить существующим теориям современной науки. Некоторые люди тешат себя надеждой отыскать систему духовного знания, которая бы гармонично уживалась с существующими научными теориями. Я склонен думать, что подобные попытки не увенчаются успехом.

Истинно духовная наука должна удовлетворять первым двум критериям, что невозможно для универсальной механистической системы. Однако отсюда не следует, что поиски подлинно научной духовной системы являются тщетными. При внимательном анализе современной науки можно увидеть, что в результате многие выводы сказались ошибочными. В этой книге мы рассмотрим две основные области, в которых побая истинная система духовного знания неизбежно входит в противоречие с теорией. Именно в этих направлениях ученые опускают неоправданные экстраполяции физических теорий в стремлении создать универсальную картину мира.

Кроме того, внимательное сопоставление теории и наблюдений в этих областях показывает, что существующая научная картина мира имеет серьезные изъяны. Первой из этих областей является биология. Современная биология основана на предположении, будто жизнь можно полностью объяснить на языке физических и химических терминов. Нельзя отрицать, что многие особенности живых организмов можно успешно объяснить с помощью физико-химических моделей, и естественно предположить, что в будущем мы еще глубже поймем физику и химию биологических процессов.

Однако мы до сих пор ни на шаг не приблизились к возможности физико-химического анализа какого-либо живого организма. Точка зрения, согласно которой жизнь не может быть полностью описана с помощью физической теории, называется в современной биологии витализмом. Отношение многих биологов к витализму иллюстрируется следующей цитатой из стандартного учебника биологии: «Те, кто сегодня все еще пытаются заполнить пробелы научного знания с помощью витализма, должны быть готовы к тому, что завтра им придется краснеть от стыда» [6] .

Действительно, многие виталистические теории прошлого оказались несостоятельными и были опровергнуты последующими научными открытиями. Тем не менее отрицательный результат еще не доказывает, что жизнь можно полностью объяснить без обращения к нефизическим принципам, а агрессивность многих противников витализма лишь выдает шаткость их позиции. В данной книге я утверждаю, что жизнь нельзя понять без обращения к принципам, которые не только нефизичны (в соответствии с нашим пониманием этого термина), но и строго немеханистичны.

Теория эволюции - это вторая область неоправданной экстраполяции, которую мы рассмотрим. На праздновании столетия со дня рождения Дарвина сэр Джулиан Хаксли заявил: «Эволюция жизни больше не является теорией, теперь она - факт, основа всего нашего мышления» [7] . Действительно, теория эволюции является важной составной частью любой универсальной механистической системы. Здесь мы снова видим, как вызывающий тон, с которым Хаксли и его соратники отстаивают современную теорию эволюции, выдает присущий ей недостаток убедительных доказательств.

В этой книге я приведу доказательства того, что теория эволюции не подкреплена фактическими данными биологии и естественной истории. Кроме того, мы увидим, что любая попытка механистического объяснения происхождения жизни неизбежно сталкивается с фундаментальными теоретическими препятствиями. Критика существующих научных теорий носит негативный характер. Однако она необходима, чтобы проложить путь для выдвижения позитивных альтернатив механистическому - мировоззрению. Но как прийти к такого рода альтернативе?

Этот вопрос вызывает необходимость введения четвертого критерия научной системы духовного знания. Если такая система должна постулировать высшие ценности и смысл человеческой жизни, она должна быть основана на предназначенном для людей знании, которое является универсальным принципом бытия. Иными словами, искомая система должна обращаться к некоему вселенскому источнику знания, от которого исходит высшее руководство. Если подобный источник существует и доступен людям, то он наверняка был известен людям и в прошлом.

В самом деле, трудно представить, что такой совершенный источник знания и абсолютного руководства мог остаться неизвестным для человечества на протяжении всей его истории и обнаружить себя только сейчас. Это соображение значительно упрощает задачу создания подлинно духовной науки. Вместо того чтобы изобретать такую науку, нам следует искать ее среди множества философских и религиозных систем прошлого и настоящего. Нашей задачей, таким образом, является не построение чего-то нового, а скорее поиск и выбор из уже существующего знания. Система подлинного духовного знания должна обладать всеми признаками научной теории.

Она должна обеспечивать логически последовательное описание действительности и располагать приемами, при помощи которых можно было бы проверять истинность наиболее важных положений такого описания. Система должна согласовываться с механистическими теориями в той степени, в какой они остаются справедливыми, но можно ожидать, что она будет вступать в противоречие со многими элементами современного научного знания, которые опираются на необоснованные предположения и экстраполяции. Наиболее важным является то, что система должна содержать практические методы обретения совершенного знания о высшем смысле и дели жизни.

Я попытаюсь внести свой позитивный вклад, описав в этой книге подобную систему духовного знания. Я хотел бы предложить на рассмотрение читателю особую систему теории и практики, выраженную конкретным языком и переданную нам через определенную культурную традицию. И так как практическая наука должна быть точной, я не имею права упускать никаких деталей. Тем не менее меня в основном интересуют общие универсальные принципы, которые могут быть применены в любой области знания. Моя цель - показать возможность существования научной системы духовного знания на конкретном примере подобной системы.

Я отнюдь не намерен судить о достоинствах и недостатках других систем или впутываться в любого рода сектантские пререкания. Я опишу систему бхакти-йоги, которая изложена в Бхагавадгите*, Бхагавата Пуране9 и другой санскритской литературе Индии. Термин «бхакти-йога» - это название философии и практической методологии живой религиозной традиции, называемой Вайшнавизмом. Науку бхакти-йоги преподавали многие выдающиеся духовные учителя Индии, или ачаръи, включая Рамануджу (1017-1137), Мадхаву (1239-1319) и Чайтанья Махапрабху (1486-1534)[10] .

Лично я узнал о бхакти-йоге от Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, и мое изложение этой системы основано на его наставлениях. Первые восемь глав этой книги посвящены критическому анализу современных научных теорий и изложению основных понятий системы бхакти-йоги. В девятой главе я покажу, каким образом эти понятия формируют теоретические основы для практического процесса обретения совершенного знания.

Анализ современных механистических теорий, приведенный в настоящей книге, выявляет некоторые их недостатки и показывает необходимость разработки немеханистической альтернативной теории. Этот анализ не содержит доказательств того, что система бхакти-йоги - единственно возможная альтернатива, но он показывает, что она удовлетворяет всем необходимым требованиям. Действенность бхакти-йоги может быть убедительно продемонстрирована только в ходе ее практического применения, и это обсуждается в девятой главе.

В своем анализе современных научных теорий я опирался исключительно на логику, повседневный опыт, а также на данные, приводимые в технических журналах и других обычных источниках научной информации. Под повседневным опытом я подразумеваю опыт непосредственного восприятия действительности нашим сознанием. Как будет показано дальше, все упомянутые формы доказательств, за исключением непосредственного опыта нашего сознания, могут быть выражены математическим языком и, следовательно, являются механистическими.

Сознание, однако, не может быть описано математическим языком, и потому оно в полном смысле слова является немеханистической составляющей нашего личного опыта. Немеханистическая теория не может базироваться на одних лишь механистических фактах, таких, например, как соотношение численных данных. Если мы хотим, чтобы немеханистические объекты и их свойства играли в нашей теории не просто роль отвлеченных рассуждений, а представляли собой нечто фундаментальное, мы должны предложить какие-то средства для их прямого наблюдения.

Важно отметить, что наше сознание, или присущая нам способность наблюдения, имеет немеханистическую природу, несмотря на то, что обычно мы используем его для наблюдений, результаты которых представимы в численной форме. Основным принципом немеханистической системы бхактийоги является идея о том, что границы нашего сознательного восприятия могут быть значительно расширены. В соответствии с философией Бхагавад-гиты сознающая личность является основным элементом реальности. Изначально существуют два типа сознающих существ: единая вселенская Верховная Личность, или «пурушоттама», и бесчисленные наделенные сознанием индивидуальные личности, или «дживатмы».

Подобно тому, как электроны взаимодействуют с электрическим полем, подчиняясь законам природы, так и дживатмы присущим им способом взаимодействуют с пурушоттамой, всепронизывающим сознающим Существом. Основной задачей бхакти-йоги является практическое изучение этого взаимодействия путем его непосредственного осознания, и поэтому бхакти-йогу можно рассматривать как своего рода физику высшего сознания. В физике взаимодействие электрона и электрического поля изучается при помощи определенных экспериментов, использующих принципы электромагнитной теории. Точно так же взаимодействие между индивидуальной личностью и Верховной Личностью может быть непосредственно исследовано при помощи строго определенных приемов, основанных на свойствах этих субъектов.

Конечной целью является развитие сознания индивидуальной дживатмы до такой степени, чтобы она могла вступить в непосредственный, личный контакт с Абсолютной Личностью. Достигнув этой цели, личность обретает неоспори- i мое знание природы и смысла своего существования. ' В первой части книги я рассматриваю природу индивидуального сознания и ввожу концепцию дживатмы. Отдельные главы посвящены вопросам искусственного интеллекта, обзору классических теорий взаимодействия сознания и материи, а также обзору теории Карла Поппера о взаимодействии ума и тела.

Приведен также воображаемый диалог в стиле Галилея о сознании и роли наблюдателя в квантовой механике. Я привожу свидетельства в пользу того, что сознание есть объективная реальность, что содержание сознания связано с физико-химическим состоянием мозга только косвенным обрдзрм, и что сознание невозможно объяснить на языке механистических терминов. Здесь требуется немеханистический подход, и я предлагаю концепцию дживатмы, которая, по моему мнению, способна дать простое объяснение, согласующееся с известными явлениями. Во второй части обсуждается происхождение сложных форм.

В своих попытках построения универсальной модели мира ученые и философы всегда сталкивались с проблемой единства и гармонии в мире разнообразных сложных форм. Я исследую эту проблему в главах 5 и 6, где рассматриваются вопросы вероятности, законы физики, а также происхождение высших форм жизни. Глава 5 посвящена анализу эволюционных процессов с точки зрения теории информации. В ней я показываю, что единства в механистической теории происхождения жизни можно достичь, только пожертвовав ее полнотой, поэтому ни одну из подобных теорий нельзя считать удовлетворительной. К подобному выводу я прихожу и в главе 6, используя неформальный подход при обсуждении природы случайности.

Но далее я показываю, что построение единой теории возникновения жизни все же возможно, если обратиться к концепции всепронизывающего, всесознающего Существа, которую мы находим в философии бхактийоги. В главах 7 и 8 проводится немеханистический анализ двух типов естественных форм абстрактных форм художественных и математических идей и физических форм живых организмов. Глава 7 посвящена происхождению идей. Особое внимание уделяется феномену вдохновения, при котором в сознании внезапно и неожиданно появляются полностью завершенные идеи.

Я использую данный феномен как отправную точку для обсуждения взаимодействия между дживатмой и Верховной Личностью. В главе 8 обсуждается традиционная неодарвинистская теория эволюции и приводится краткий анализ ее исторической роли, состоящей в том, что она заменила собой идею божественного творения. Я показываю, что эта теория никогда не имела под собой достаточных научных оснований, в то время как идея о сотворении живых существ абсолютным разумным существом, по-прежнему остается наиболее обоснованным объяснением возникновения различных форм жизни.

Это соответствует философии бхакти-йоги, которая утверждает, что все существующие виды живых организмов созданы Верховной Личностью. Завершающая глава содержит краткое описание практического процесса бхакти-йоги. Этот процесс основан на фундаментальных принципах, вводимых нами в первых двух частях этой книги, и следование ему является единственным способом убедиться в справедливости этих принципов. Я показываю, что процесс бхакти-йоги абсолютно научен, что ему присущи такие черты современной науки, как наличие теоретической системы, независимая оценка и подтверждение результатов группой экспертов.

Так как процесс бхакти-йоги управляется законом теории познания, строго исключающим некорректные рассуждения и экстраполяцию, бхакти-йога методологически превосходит современную науку. Кроме того, бхакти-йога включает в себя практические методы развития высших познавательных способностей личности, скрытых в глубине сознания. Я завершу это введение кратким замечанием об уровне технической сложности изложения материала в этой книге.

Поскольку некоторые разделы книги достаточно полемичны, я решил строго формулировать аргументы, для чего необходима терминология современной науки. В то же время мне хотелось сделать книгу доступной для обычного читателя, и поэтому я попытался изложить как можно больше материала в свободной форме, не требующей специальной подготовки. Для удобства читателя я отметил звездочками в оглавлении этой книги разделы, понимание которых требует хорошего знания математики и физики. Тем не менее идеи и аргументы, содержащиеся в них, весьма просты, и мне кажется, что обычный читатель может бегло прочитать эти разделы, не придавая особого значения формальным деталям.

Примечание
1. Smith, «The Limitations of Evolutionary Theory,» p.239.
2. Weinberg, The First Three Minutes, p. 144.
3. Russell, «A Free Man's Worship,» p.41.
4. Wilson, On Human Nature.
5. Carpa, The Too of Physics, and Zukov, The Dancing Wu Li Masters.
6. Weisz, Elements of Biology, p. 10.
7. Tax and Callender, eds., Evolution After Darwin, p.l 11.
8. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Бхагавад-гита как она есть.
9. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шримад-Бхагаватам.
10. Satsvarupa Dasa Gosvami, Reading in Vedic Literature, pp.50-53.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ 1. СОЗНАНИЕ

Глава 1. За пределами механики восприятия

Глава 2. «Думающие» машины и психофизический параллелизм
2.1. Как работает компьютер
2.2. Искусственный интеллект и иерархия функций
2.3. Субъективное сознание манаты и человека
2.4. Некоторые немеханистические теории
2.5. «Сознающее Я» как самодостаточная личность, наделенная чувствами

ГЛАВА 3. ДИАЛОГИ о СОЗНАНИИ и КВАНТЕ
3.1. Квантово-механическая проблема
3.2. *Что же в действительности утверждает квантовая механика
3.3. ^Путеводная нить в лабиринте квантовой гносеологии
3.4. Беседа на тему о противоположных мировоззрениях

ГЛАВА 4. Карл Поппер о проблеме взаимодействия ума и тела

ЧАСТЬ 2. ФОРМА
ГЛАВА 5. Теория информации и самоорганизация материи
5.1. Принцип простоты в теориях физики
5.2. Сложность биологических форм
5.3. Информационно-теоретические ограничения эволюции сложных форм
5.4. Сложная форма и крушение эмпиризма

ГЛАВА 6. СЛУЧАЙ и ЕДИНСТВО ПРИРОДЫ
6.1. Статистические законы и их роль в современной науке
6.2. Иллюзия абсолютной случайности
6.3. Случайность иэволюция
6.4. Парадокс единства и многообразия

ГЛАВА 7. О ВДОХНОВЕНИИ
7.1. Механистическое толкование
7.2. Несколько наглядных примеров
7.3. Взаимодействие сознания и материи

ГЛАВА 8. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ДОКТРИНА
8.1. Эволюция - невидимый процесс
8.2. Каменная летопись и возникновение высших растений
8.3. Загадка биологических форм
8.4. Воскрешение «перспективного монстра»
8.5. Эволюция и негативная теология

ЧАСТЬ 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛАВА 9. ГНОСЕОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО СОЗНАНИЯ
9.1. Процесс бхакти-йоги
9.2. Вера, субъективность и подтверждаемость
9.3. Мозг, разум, «сознающее Я»
9.4. Предписания и запреты бхакти
9.5. Процесс шраванам
9.6. Процесс киртанам

Приложение 1. "Дополнительные сведения из теории информации"
Приложение 2. "Информационное содержание законов химии
Библиография

Ричард Томпсон

Previous post Next post
Up