Знай, неразрушимо то, что пронизывает всё это тело, давая ему жизнь. Никто не может уничтожить ее, нетленную душу.
«Сарартха-варшини-тика» («Изливание [или ливень] сущностного значения»). Шри Вишванатха Чакравартин (XVII в)
Поясняя смысл второй строки предыдущего стиха (2.16): набхаво видите сайтах ("для истины не существует небытия"), Кришна говорит: - Нетленна душа, пронизывающая сознанием всё тело (сарвам идам). Можно возразить, что душа пронизывает только тело, то есть не вездесуща, и потому имеет средний размер, то есть представляет собой соединение атомов, а значит, невечна.
______________________________________________________
Примечение: Согласно философии вайшешика, существует три размера: ану-аримана - минимальный (размер атома), мадхьяма-аримана - средний (соединение атомов) и вибху-аримана - всеобъемлющий (вездесущее начало). Объект размера ану вечный, но не вездесущий. Объект размера мадхьяма подвержен разрушению, а потому не вечен. Объект размера вибху является вечным и вездесушим.
______________________________________________________
Но это ошибочный вывод, потому что в «Бхагавата-пуране» Господь говорит: «Из всего бесконечно малого Я - душа» - сукшманам апи ахам дживах... <....> || (Бхаг., 11. 16. 11)
В шрути также сказано, что душа имеет бесконечно малый размер: «Бесконечно малую душу, которую окружают пять потоков праны (жизненной силы): прана, апана, вьяна, самана и удана, - можно постичь только с помощью чистого сознания» - эшо нур атма четаса ведитавйо, йасмин пранам панчадха самвивеща | (Мундакопанишад, 3.1.9) «Следует знать, что размером душа равна одной десятитысячной кончика волоса, и она вечна» - балагра-шата-бхагасйа, шатадха калпитасйа ча | бхаго дживах са виджнейах, са чанантиайа калпате|| (Шветашватаропанишад, 5.9)
«Душа меньше острия иголки» - арагра-матро хй аваро 'пи дрштах (Айтарейопанишад, 5.8) Нет противоречия в том, что душа, находясь в одном месте, пронизывает сознанием всё тело. Подобным образом порошок из драгоценных камней или трав, смешанный с природной смолой, дает силу всему телу, когда приложен к груди или голове. Находясь во власти материальных отождествлений, душа рождается среди представителей разных видов жизни и скитается по райским и адским мирам.
Это подтверждает Даттатрея, говоря о пране: «Благодаря ей душа скитается по материальному миру» - <...> йена самсарате пуман || (Бхаг., 11.9.20). Таким образом, данный стих «Гиты» не противоречит следующему (2.18), в котором говорится, что душа постоянно воплощается в разных телах. Следовательно, душа вездесуща. Поэтому здесь она названа авйайам, «неизменной», то есть вечной.
______________________________________________________
Примечание: Таким образом, Шри Вишванатха доказывает вечность души с двух точек зрения: душа вечна потому, что она минимального размера, а также потому, что, пронизывая всё тело и всё мироздание, она вездесуща. Как было упомянуто выше, для бесконечно малого и вездесущего свойственно вечное бытие.
______________________________________________________
Шрути свидетельствуют: "Он - Верховный вечный среди всех вечных. Он - обладал- тель высшего сознания среди всех наделенных сознанием, который исполняет желания каждого» - нитйо нитйанам четанаш четананам, эко бахунам йо видадхати каман| (Катхопанишад, 2.2.13) Возможно другое толкование данного стиха «Гиты». Тело, душа и Высшая Душа есть у всех: людей, зверей, птиц и так далее. Если в предыдущем стихе (2.16) была описана природа тела и души, то в данном - природа Высшей Души. Здесь слово ту указывает на отличие. Высшая Душа отличается от тела и души, благодаря чему осуществляется материальное творение.
Сарартха-варшини-пракашика-вритти (Разъяснение "Сарартха-варшини"). Шри Бхактиведанта нараяна Махараджа (ХХ в.)
Ничтожно малая, обладающая сознанием джива и Параматман, изначальный источник и повелитель всех джив, - это две вечные истины. Параматман наблюдает за окружающим миром, пребывая во всем живом и неживом. Число джи в бесконечно. Каждая из них пребывает в индивидуальном грубом теле, испытывая связанные с ним радости и страдания. Параматман, Высшая Абсолютная Истина, не разделяет счастья и страданий дживы и только наблюдает за нею. В этом стихе описана природа вечной души. Каким образом присутствие души ощущается во всем теле, если она находится лишь в определенном месте этого тела?
Здесь Кришна дает ответ на этот вопрос. (Веданта-сутра 2.3.22) подтверждает, что душа, приситствуя в одной части тела, ощущается каждой его частью, подобно капле хари-чанданы, дарующей прохладу всему телу. То же самое утверждается в смрити. (Брахманда-пурана, цит. по «Говинда-бхашья, 2.3.22 Где же находится душа? В сердце. (Прашнопанишад,3.6) Ничтожно малая, она обладает сознанием, пронизывающим всё тело. Об этом говорится в Веданта-сутре 2.3.26: «Душа вездесуща, словно свет». Она подобна солнцу, которое находится в одной части неба, но своими лучами озаряет весь мир. Господь говорит об этом далее, в стихе 13.34.
Бхагавад-гита в традиции бенгальского вайшнавизма: в 3-х томах. Том 1 (гл. 1-6). Перевод с санскрита, хинди, бенгали: Р.Т. Блиндерман