Бхагавад-гита 2:11

Nov 19, 2018 10:58

Всемогущий Господь сказал: Ты скорбишь о том, что того не стоит, и при этом говоришь умные речи. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых.

Сарартха-варшини-тика. Комментарий Шри Вишванатха Чакравартин. Перевод с санскрита Р. Блиндерман

- О Арджуна, причина твоей скорби по родным и друзьям кроется в иллюзии. Твой довод: «Разве могу я воевать с Бхишмой и Дроной?» (Бг., 2.4) и последующие рассуждения лишены мудрости, - говорит Кришна в данном стихе. - Ты горюешь о том, что того не стоит (ашочйан анвашочах). К тому же, когда Я пытаюсь вразумить тебя, ты обращаешь ко Мне умные речи [Бг., 2.4]. Но у тебя нет и крупицы разума, ибо мудрые не скорбят о бренном грубом теле, которое покинула жизнь (гата-асун). Они также не скорбят о тонком теле, в котором жизнь присутствует (агата-асўн) вплоть до момента освобождения, поскольку знают, что невозможно изменить природу ни того, ни другого.

Глупцы сокрушаются, когда жизнь покидает тело (например, отца или кого-то другого), но, как правило, они ничего не знают о тонком теле. Таков предел их понимания.
Бхишма и все остальные - это души, заключенные в оболочку грубого и тонкого тел. Поскольку душа вечна, у тебя нет причины скорбеть о них. Ты говорил, что дхарма-шастра выше артха-шастры.
А Я скажу тебе, что гьяна-шастра, содержащая знание о душе, превосходит даже дхарма-шастру.

Сарартха-варшини-пракашика-вритти. Комментарий Шри Бхактиведанта Нараяна Махараджа (ХХ в.). Перевод с хинди  Р. Блиндерман

Частичка пограничной энергии Высшей Абсолютной Истины, которой присущи вечное бытие, сознание и блаженство, называется дживой, душой. Согласно своей изначальной природе джива представляет собой ничтожно малую (атомарную) частицу сознания. Ее вечное предназначение служить Верховному Господу. Душа бывает свободной (мукта) или порабощенной (баддха). Свободные души заняты служением Господу в Его обители и никогда не падают в материальный мир. Порабощенные же души, в незапамятные времена отвернувшиеся от Господа, оказались в царстве майи и, покрывшись оболочками тонкого и грубого материальных тел, в наказание стали подвергаться трем видам страданий.

Грубое тело, состоящее из пяти материальных стихий (земли, воды, огня, воздуха и пространства), временно. Когда джива покидает грубое тело, оно превращается в прах. За рождением неизбежно наступает смерть. Сегодня, завтра или через несколько лет смерть обязательно придет: «Тот, кто родился, обязательно умрет, потому что смерть рождается вместе с телом. Можно умереть сегодня или через сотни лет, но смерть, несомненно, придет за каждым» (Бхаг.,10.1.38). В «Гите» сказано: «Неизбежна смерть для родившегося" (Бг 2.27).

Оболочка из ума, интеллекта и ложного эго, покрывающая душу, называется тонким телом. Рождаясь, душа получает новое грубое тело, которое со смертью превращается в прах. Тонкое тело не подвергается разрушению. Оно покрывает дживу, забывшую о Кришне, с незапамятных времен. Джива не может избавиться от него с помощью таких методов, как гьяна, йога, аскеза, медитация или изучение вед. Только бхакти позволяет дживе проявить свою изначальную чистую природу.

«Душа вынуждена снова и снова воплощаться в материальном теле, пока не разовьет любовь к Господу Васудеве» (Бхаг 5.5.6).
«От телесной концепции жизни можно освободиться, лишь слушая о духовном бытии дживы» (Бхаг., 4.29.83).
«Страх возникает из ложного отождествления себя с телом под влиянием майи, иллюзорной энергии Господа. Отвернувшись от Господа, джива забывает о своем изначальном вечном положении Его слуги. Поэтому разумный человек без колебаний посвящает себя чистому преданному служению под руководством истинного гуру, которого почитает как божество и саму свою жизнь» (Бхаг., 11.2.37).

Вишванатха Чакраварти, душа и тело, Бхагавад-Гита, смерть, Радха Блиндерман

Previous post Next post
Up