ПредыдущееДобравшись до окраины Кушинагара, маленького селения, состоявшего из горстки глиняных мазанок, Будда вошел в лесную рощу и прилег на каменной скамье. - Ананда, пришло время прощаться, - тихо сказал он своему другу и ученику. - Запомни, вы не должны отвлекаться на заботу о моем теле, когда я покину его. Просто отдайте его местным жителям, чтобы они поступили с ним в согласии с обычаями. А сами продолжайте заниматься практикой.
- О нет! - заплакал Ананда, отвернувшись.
- Не стоит печалиться, Ананда, - безмятежно продолжал его учитель. - Такова уж природа этого мира. Со всем, что нам близко и дорого, рано или поздно придется расстаться. Долгое время, Ананда, ты делом, словом и мыслью выказывал мне неизменную и искреннюю любовь и доброту. Поддерживай свою практику. И ты обязательно освободишься от страданий. Понимая, что близится последнее мгновение, люди окружили Будду плотным кольцом, жадно впитывая каждое слово. Гаутама дал последние наставления своим последователям и спросил, есть ли у них какие-то сомнения, которые при жизни он может разрешить.
Ответа не последовало. Ученики еле сдерживали слезы и не могли произнести ни слова. Всему обусловленному неотъемлемо разрушение. Усердно стремитесь к цели, последнее напутствие Будда и, закрыв глаза, В медитацию. присуще сказал свое погрузился Он лежал, окруженный тысячами живых существ, пришедшими, чтобы попрощаться с Просветленным перед его уходом в нирвану. Высокие деревья осыпали его цветочными лепестками, а люди и животные проливали слезы, не сводя глаз с его умиротворенного светящегося лица. Как и многие другие, я забрался на дерево, чтобы получше наблюдать за происходящим.
Я был опечален не столько уходом Будды, сколько тем, что так и не успел узнать, что со мной будет. Я наблюдал, как скорбят животные: слоны, лошади, олени, коровы и козы. Тогда я впервые осознал, что они так же, как и я, являются живыми существами, способными чувствовать. Я со всей остротой понял, что убивал не нечто неживое, а себе подобных. Раскаяние и ужас охватили мое сердце. Как мог я находиться в такой темноте и равнодушно причинять муки живым существам? Сколько животных я погубил! Сколько съел! Я переживал в своем сердце сильнейшее раскаяние. В этот момент Будда сделал последний вздох. После этого никто уже не сдерживал громких рыданий. Горько плакали и люди, и животные. Я поднял глаза и увидел, что только одно существо бесстрастно наблюдает за происходящим. Маленькая серая кошка спокойно сидела возле его ближайших учеников. Я вспомнил ее соплеменницу, смерть которой вынудила меня совершить это долгое путешествие, и задрожал. Возможно, эта кошка была символом моих будущих страданий?
К счастью, в эту минуту я увидел среди прибывших учеников того самого бхикшу Риши, который когда-то первым просветил меня. Внезапно появившийся в толпе, он был словно послан судьбой, чтобы помочь в моем смятении. Я быстро пробрался к нему.
- Господин, какая удача для меня встретить вас!
- А-а, ты тоже здесь? - удивился он. Тень печали, лежавшая на его лице, исчезла. Он искренне обрадовался, увидев меня. - Как ты здесь оказался?
Я сбивчиво рассказал о цепочке событий, последовавших после его ухода, и напоследок жалобно спросил:
- Неужели из-за убийства этой кошки все мои усилия и мой путь к освобождению бесполезны! Неужели теперь вся моя карма вернется ко мне? Теперь я буду убит бесчисленное количество раз? Неужели я обречен на вечные страдания? Учитель! Возможно ли мне изменить мою карму?
- Наш блаженный учитель, - ответил Риши, - говорил об этом так: «Даже я - Будда не могу ни смыть с кого-то деяния, ни стереть страдания существ рукой. Но, хотя я не могу передать свое постижение другим, я могу привести их к освобождению своим учением». Следуя за знанием и совершая правильные действия без привязанности к их плодам, ты сможешь преодолеть свою карму.
- Но как же быть с тем, что я из-за жуткой привычки совершил такую ужасную ошибку? - с отчаянием вскричал я.
- Тот, кто идет по пути освобождения, неизбежно будет совершать ошибки, - успокоил меня бхикшу.
- Но главное, что ты встал на него и исполнен решимости пройти до конца. Бхагаван Гаутама учил нас: «Существуют только две ошибки, которые может совершить человек на пути к истине: он не проходит весь путь или не начинает свой путь». В конечном счете, твоя ошибка подстегнула тебя к правильному действию. Ты столько прошел, чтобы получить сангу великого Боддхисаттвы. В конечном счете, эта кошка была не только твоей жертвой, но и твоим гуру. Она научила тебя видеть жизнь в других существах. И, хотя последствия наших грехов будут продолжать приходить к нам, все же они не станут для нас препятствием. Хорошо, что ты так раскаялся. Но больше не думай о прошлом. Сосредоточь свой разум на практике. Останься в санге.
Слушая уверенный голос своего наставника, я почувствовал, что мой дикий страх проходит. Я решил последовать его совету и остался жить в санге, чтобы слушать учение архатов* и следовать их назиданиям. После ухода Будды в паринирвану они аккуратно из уст в уста передавали его наставления проповедовали учение. и ревностно Я также решил, что смысл моей жизни - тщательно запомнить все сказанные Гаутамой слова и без искажений донести их до других. Я верил, что нет на земле учения более милосердного и сострадательного, чем наше. Впрочем, одна мысль смущала меня. После смерти Будды начали распространяться слухи о том, что кузнец Чунда был в сговоре с завистниками Будды и специально накормил его ядовитыми грибами.
Мнения учеников Будды разделились. Некоторые настаивали, что Чунда убийца, и требовала возмездия. Я задумался: «А что, если бы на самом деле Чунда накормил Будду с намерением отравить его, мог бы блаженный простить его? Способны ли святые проявлять милосердие не только к невинным людям, но и к тем, кто осознанно причиняет им зло? Мне хотелось понять границы милосердия святых. Ведь милосердия Будды постоянно повторялась его проповедь последователями:
Не позволяйте никому обманывать других
Или презирать кого-то где бы то ни было,
Или из-за возмущения или раздражения
Желать, чтобы другие страдали.
Как мать готова рисковать жизнью,
Защищая своего единственного ребенка,
Так нужно развивать безграничное сердце
По отношению ко всем существам.
С доброй волей ко всей вселенной
Развивайте безграничное сердце:
Вверху, внизу, и повсюду вокруг,
Без ограничений, враждебности или ненависти.
Нужно с решимостью об этом помнить.
Это называется высшим пребыванием
Здесь и сейчас.
Непредубежденный во взглядах,
Добродетельный и искусный в видении,
Подчинив желание чувственных удовольствий,
Больше никогда не окажешься в утробе.**
_____________________________________________________________________
* Архат - человек, достигший просветления и вышедший из колеса перерождений
**Карания метта сутта»
___________________________________________________________________
Асель Айтжанова. Конец 3 главы книги "12 проявлений учителя"
Содержание
РецензииБлагодарность
ПредисловиеПролог
Часть первая. Пробуждение души
Глава 1. Слуга куртизанки. Урок Випры НараяныГлава 2. Нищий. Испытание Иова
Глава 3. Убийца души. Жертва Будды Глава 4. Фарисей. Урок Иисуса Глава 5. Вероотступница. Пример последнего Пророка Часть вторая. Попытка убежать
Глава 6. Муж или дервиш? Урок аль-Газали Глава 7. Монах в ловушке. Защита Франциска Ассизского Глава 8. Учитель и муж. Наставления Чже Цонкапы Глава 9. Жена дервиша. Помощь Дживы Госвами Часть третья. Перемена в сердце
Глава 10. Темная ночь души. Молитвы святой Терезы Глава 11. Вечная связь. Милость Шрилы Прабхупады Глава 12. Уроки прошлого Эпилог Купить книгу