Oct 31, 2018 12:33
"Цивилизованность человека определяется не способностью уверовать, но готовностью усомниться." /Генри Луис Менкен/Это чисто западное мышление. Сомневаться - значит быть разумным, а верить - значит быть наивным дурачком. Если я выйду в публичное место и громко скажу "Кришна - Верховный Господь!", это будет воспринято в западном обществе, как акт фанатичной веры, свидетельствующей о низком разуме. А если я громко скажу, что я сомневаюсь в божественной природе Кришны, это будет воспринято тем же обществом как проявление здравого смысла. Почему на Западе есть понятие "слепая вера", но нет понятия "слепое сомнение"?
По идее, все должно иметь свой антипод. Так вот, "слепого сомнения", как осуждающего термина, на Западе нет именно потому, что сомнение является там основной идеологией, лежащей в фундаменте либерализма и демократии, боящейся всякой вертикальной иерархии, абсолютизма и строгих принципов. Абсолютизму противопоставляется релятивизм, представление об относительности всего. Поэтому западный мир беспринципен и обречен на вымирание из-за нехватки веры в высшую природу. Это тонкая форма самоубийства. И это практически видно по тому, как стремительно сокращается белое население земли, зараженное философией сомнения.
Да, сомнение является одной из пяти функций разума и спасает нас от наивной веры. Да, говорится, что разум нам дан для того, чтобы проверять и определять природу объектов. Но, если сомнение само по себе превращается из защитной функции в главный мировоззренческий принцип, тогда это порождает агностицизм - концепцию о принципиальной непознаваемости мира. В этом случае сомнение становится разрушительной силой, о чем Кришна ясно говорит в БГ 4.39-40 "Человек, исполненный веры, обуздавший свои чувства и пытливо ищущий духовное знание, достоин получить его, и, когда он обретает его, к нему тотчас приходит высший покой.
Но невежественные и неверующие люди, которые сомневаются в словах богооткровенных писаний, не способны обрести сознание Бога. Они опускаются все ниже и ниже. Сомневающаяся душа не знает счастья ни в этом мире, ни в мире ином". То есть, отсюда следует, что сомневаться можно в эмпирическом опыте и логических выводах, т.к. чувства и ум несовершенны. Но сомневаться в шастрах - самоубийственно, т.к. шастры - это дыхание Нараяны. Сомнения в шастрах означают, что человек ставит свой разум выше разума Бога и великих мудрецов. Джива мала и не может все знать, и потому вера заменяет ей отсутствие опыта в трансцендентных сферах. Не имеющие веры в Верховного и шастры обречены вечно крутиться в круговороте самсары (БГ 9.3).
Враджендра Кумар дас
Запад,
демократия,
Василий Тушкин