«Если житель Азии спросит меня, что такое Европа, я буду вынужден ответить: „Это та часть мира, в которой люди одержимы фантастической идеей о том, что человек был создан из ничего и что до своего нынешнего рождения не существовал“».
А. Шопенгауэр.
«Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь ее»
Бхагавад-гита
Многие люди задумываются о том, есть ли жизнь после смерти. Действительно ли существуют убедительные доказательства вечности нашего «я»? Еще древнегреческий философ Парменид утверждал, что если что-то существует, то оно существует всегда!
---------------------------------------------------------------------
Примечание: Цельное всё, без конца, не движется и однородно (Парменид)
---------------------------------------------------------------------
Можно подвергать сомнению все что угодно, кроме одной очевидной истины: я существую, а значит, по словам Парменида, я существовал всегда и не перестану существовать в будущем. Почти дословно ту же идею повторил один из отцов-основателей Америки - Бенджамин Франклин.
----------------------------------------------------------------------
Примечание: «Finding myself to exist in the world, I believe I shall, in some shape or other always exist» -
«Исходя из факта своего существования в этом мире, я могу предположить, что в том или ином виде я буду существовать всегда.
----------------------------------------------------------------------
Разумеется, ссылка на Парменида едва ли кого-то сейчас убедит, но сама эта мысль достаточно логична, поэтому люди возвращаются к ней снова и снова. Если есть закон сохранения материи и закон сохранения энергии, то почему не может быть закона сохранения сознания?
Многие из законов, открытых в глубокой древности, мы заново открываем для себя только сейчас. По моему глубокому убеждению, закон сохранения сознания - один из них. Вот как его формулирует «Бхагавад-гита»: «То, что постоянно меняется, все равно что не существует, но то, что существует, должно быть неизменным и существовать всегда» (Бхагавад-гита, 2.16)
Я бы разделил аргументы в пользу представлений о вечности сознания на четыре большие категории.
1. Эти представления подтверждаются богооткровенными священными писаниями (прежде всего, писаниями ведической традиции) и опытом множества подлинных святых и мистиков, которые по определению свободны от склонности к обману.
2. Концепция вечности сознания логична, соответствует нашим врожденным представлениям о справедливости и добре и позволяет составить завершенную картину мироздания.
3. Есть огромный экспериментальный материал, свидетельствующий о сохранении сознания после смерти физического тела.
4. Практические выводы, сделанные на основе представлений о том, что душа вечна, позволяют человеку прожить свою жизнь гораздо более осмысленно и плодотворно.
Какую прагматическую ценность имеют представления о вечности души? На мой взгляд, ответ очевиден: те, кто живет, исходя из представлений о вечности души, имеют куда больше шансов прожить эту жизнь достойно и не бояться ее продолжения в будущем, чем те, кто исходит из недоказанной гипотезы «одноразовости» жизни.
Неспособность задумываться об отдаленной перспективе - это интеллектуальная близорукость, признак слабости разума. Интуитивное прозрение вечности души присуще человеку от природы. Осмелюсь утверждать, что по-настоящему дальновидный человек живет, не пытаясь подавлять в себе чувство вечности бытия.
Самые мудрые из людей во все века старались развить в себе это чувство и так обретали счастье, стойкость духа и бесстрашие. То же самое прагматическое доказательство действует и в масштабах истории человечества: отрицание существования вечной души и попытки построить рай на земле без Бога - эксперимент, начатый западной цивилизацией в эпоху Просвещения, - привели всю землю на грань экологической катастрофы.
Иначе говоря, сознание, отрицающее существование вечной души, деструктивно по самой своей природе. Девиз «После нас хоть потоп» опасен не только для наших потомков, которых мы, не спросив, обрекаем на спровоцированный нами потоп, но, прежде всего, для нас самих, ибо «потоп», как правило, наступает гораздо быстрее, чем мы прогнозируем.
Бхакти Вигьяна Госвами
Параллели. Ведические представления о природе мира и сознания с точки зрения современной науки