Бхактивинода Тхакур говорит, что он сталкивался с разными течениями, но все они так или иначе разочаровывали его. В какой-то момент своей юности он столкнулся с Брахма Самаджем. Брахма Самадж - это очень распространенное в то время течение. Но он говорит, что сухость, сплошная сухость была в моем сердце и что-то отталкивало меня. Величайшие люди того времени, самые культурные, образованные люди того времени, такие, как Рабиндранат Тагор и вся его семья, они все были увлечены этим Брахма Самаджем.
Бхактивинода Тхакур говорит: «Брахма Самадж, который в конце концов толкует об имперсональной концепции, уступает даже христианству». В какой-то момент Бхактивинода Тхакур всерьез изучал христианство и он говорит, что концепция христианства выше, чем даже Брахма Самадж. Но потом, в 27 лет произошло событие, которое перевернуло его жизнь. Его дед, великий мистик, йог, шакта, на своем смертном одре предсказал, что «ты всю свою жизнь будешь делать то, что сделаешь в 27 лет».
В 27 лет Шрила Бхактивинода Тхакур прочитал «Шри Чайтанья-чаритамриту». Долго он искал копию этой книги. Движение Господа Чайтаньи в то время было настолько скрыто, время настолько разрушило это движение, что невозможно было даже найти копию «Шри Чайтанья-чаритамриты». Сейчас только ленивый не сможет найти копию «Шри Чайтанья-чаритамриты» на любом языке мира, нужно просто протянуть руку. Почему? Благодаря Бхактивиноду Тхакуру.
Он говорит, что «в первый раз я прочитал „Шри Чайтанья-чаритамриту” и у меня появилась небольшая вера в Господа Чайтанью. Во второй раз я прочитал „Шри Чайтанья-чаритамриту” и я понял, что бОльшего пандита, чем Шри Чайтанья Махапрабху не знала вся Индия. Человека, который лучше знает писания и самую суть писаний не знала Индия. Он говорит, что все равно я не понимал как такой человек может поклоняться Кришне. Бхактивинода Тхакур очень честно и искренне пишет для нас с вами.
Он говорит: «Как можно поклоняться этому дебоширу Кришне, который делает вообще все, что угодно?!» Он, воспитанный в благочестивой и консервативной индусской среде, не мог понять как можно сделать объектом своего поклонения того, кто танцует с чужими женами. Он говорит: «Что я стал делать в ответ на это непонимание - я стал молить Кришну. Не Кришну, кого-то. Я стал обращаться к Богу и стал просить Его: „Пожалуйста, окрой мне это, как это может быть?”»
Он говорит: «Через несколько дней по милости Бога истина открылась в моем сердце». Этот принцип, о котором мне хотелось сказать, принцип молитвы, в высшей степени важен, потому что Кришна отвечает на нашу молитву пропорционально степени искренности нашей молитвы. Мы все молимся, правильно? «Мы все молились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», перефразируя Пушкина. Но Кришна не отвечает на любые молитвы. Кто-то заметил, что Кришна не торопится отвечать на наши молитвы? У кого есть такой опыт, поднимите, пожалуйста, руки? У большинства позитивный опыт (смех).
Но Бхактивинода Тхакур, еще раз, он показывает для нас внутренний путь и этот внутренний путь означает внутренний труд моего стремления к Кришне. Он говорит, что «когда это желание, когда я прочитал „Чайтанья-чаритамриту” и когда я понял ее смысл, желание стало разгораться, желание прийти к Кришне». Смысл духовной жизни заключается в том, чтобы разжечь в конце концов искру этого желания до такой степени, чтобы все остальное сгорело в пожаре этого желания.
Бхакти Вигьяна Госвами,
Парикрамы по святым местам», л. 4