Люди среднего типа, т.е. те, кто начисто лишены хоть какой-то склонности к самосовершенствованию, вечно пребывают в круговороте рождений и смертей.
Злодеям же и отпетым демонам предопределено жить во тьме вечного ада.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: Комментарий Вадираджи Тиртхи к вышеприведенному стиху суть таков: «Существует два вида ада: первый из них временный, именуемый тамаса, и туда попадают обычные грешники за свои былые грехи; второй же ад - вечный, он называется андха-тамисра. Последний ад характеризуется исключительной беспросветной тьмой и наивысшей интенсивностью претерпеваемых страданий. Туда попадают злостные демоны, во главе которых стоит Кали». В тексте 12.30* настоящего труда указано точное местонахождение ада андха-тамаса в пределах вселенского мироздания. Великий святой Рагхавендра Тиртха пишет, что этот ад является проявлением стопроцентной гуны невежества, никак не смешанной ни с гуной благости, ни с гуной страсти. В доказательство своего утверждения о незавидной судьбе демонов Мадхвачарья приводит много цитат из различных писаний, одной из которых является
третья мантра «Ишопанишад»:
Перевод по Мадхве: «Миры, которые уготованы демонам, полны страданий и покрыты беспросветной тьмой. В них попадают после смерти „убийцы собственной души“, т. е. злостные невежды, ненавидящие Верховного Господа Вишну». Слово асура (демон) имеет двоякий перевод. Если разделить его на два слота (асу - жизнь; ра - наслаждение), то получится следующий смысл: асура - это тот, кто видит смысл жизни лишь в плотских удовольствиях. Если же разделить слово на три слога (а нет; су - совершенное; ра - счастье), то смысл будет следующим: демоны асуры полностью лишены духовного счастья.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Освобождение вечно и ад андха-тамас также вечен, достигнув либо одного, либо другого из этих двух местопребываний, душа уже более не возвращается назад в мир рождений и смертей.
Определенно, благодушные существа с характерами дэвов никогда не попадают во тьму вечного ада, это полностью исключено.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: Из приведенных стихов видно, что Мадхва описывает природу наиболее гнусных демонов, как не подлежащую исправлению. Кроме того, на основе цитат из писаний он предопределяет для них мучения в вечном аду. Данная концепция ада весьма походит на ту трактовку уготованной грешникам преисподней, что принята среди современных христиан. С поверхностной точки зрения от нее веет неким духом преувеличения. Кажется, что такое понимание оспаривает всемилостивую природу Бога, ведь в противном случае, зачем Ему нужно посылать демонов в ад на вечные муки?
Все же Шри Мадхва имеет определенные основания для сделанных им выводов. По его мнению, вечный ад является местом, совершенно соответствующим природе демонов. Ведь следует помнить, что, повествуя об андха-тамасе, Мадхва говорит не об обычном аде для грешников малого калибра, который отнюдь не вечен. Напротив, Мадхва сообщает нам о некоем особом вечном месте страданий, составляющем прямую противоположность исполненному духовного счастья освобождению. Здесь может возникнуть следующее сомнение. Во многих ведических историях роли выдающихся демонов были в действительности сыграны великими преданными Господа, которые вследствие тех либо иных проклятий или обстоятельств были вынуждены временно принять прибежище в демонических телах.
В данном отношении Мадхва устанавливает несколько четких разграничений. В первую очередь, рождение в семье демонов, как таковое еще не определяет Природу души. Душа может вполне продолжать оставаться божественной и преданной Богу, как это было в случае с Махараджей Прахладой, Махараджей Бали или Вритрасурой, рожденными в семьях демонов. Помимо этого, порой бывает так, что в одном и том же теле одновременно воплощаются сразу две души, божественная и демоническая. В качестве примеров здесь могут послужить такие демоны как Хираньякашипу и Хираньякша, в которых одновременно присутствовали временно проклятые мудрецами Джая и Виджая, привратники обители Господа Вайкунтхи. Мадхва утверждает, что внутри тел Хираньякашипу и Хираньякши демоны сосуществовали наряду с преданными.
Таким же образом Мадхва объясняет преданность многих других личностей, в силу обстоятельств пребывавших в демонических телах. Таковыми были, например, два сына Куверы Налакубара и Манигрива, которые впоследствии родились в виде двух деревьев во дворе Махараджи Нанды. По словам Мадхвачарьи, в них также одновременно присутствовали два демона - Дхуни и Чаму. По этому поводу Мадхва предлагает свое особое объяснение. Он провозглашает, что если в таких случаях Господь убивает демона, то Он одновременно с тем освобождает и божественную душу от проклятия.
Таким образом, подобная достойная душа возносится в высшие миры. В то же время Господь отправляет демоническую душу в вечный ад, если ненависть этого демона по отношению к Богу достигает конечного апогея. В противном случае демон вынужден рождаться вновь и вновь до тех пор, пока «совершенно» не возненавидит Бога и не станет «достойным» кандидатом для переселения в вечный ад. В телах многих демонов присутствовали какие-либо полубоги или божественные души, которые разъединялись с душами-демонами лишь после смерти общего для них тела.
Но, к примеру, среди героев «Махабхараты» находилось немало стопроцентных демонов, таких как: Джарасандха - в прошлом демон Випрачитти; Духшасана - Индраджит, сын Раваны; Пурочана - Прахаста, советник Раваны; Муштика - демон Кишора; Лакшана, сын Дурьйодханы - Акша, сын Раваны; Викарна - демон Атикая, и прочие. В их поведении не было даже малейшего намека на какую-либо преданность Богу, поэтому составить суждение об их характерах вовсе не сложно.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Порочные демоны никогда, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не способны достичь освобождения, также не достигают его и чересчур материалистичные люди, манушьи.
Для этих двух категорий джив освобождение совершенно недостижимо.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание: Подобное этому утверждение, гласящее о судьбе демонов, можно встретить и в «Бхагавад-гите» (
16.20). Перевод по Мадхве:
«Снова и снова рождаясь среди демонов, о сын Кунти, злостные невежды, мудхи, лишаются возможности при- близиться ко Мне (Кришне).
Постепенно они опускаются всё ниже и ниже, пока не достигнут адхама-гати - низшего местопребывания (жизни в вечном аду андха-тамаса)».
Интересно отметить, что по словам Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, даже самое милостивое воплощение Господа - Шри Чайтанья Махапрабху награждал Своей беспричинной милостью и любовью к Богу вовсе не каждого, а лишь тех, кто были наделены качеством саралта (шаралта - на Бенгали) - простосердечием, которого как раз и лишены личности демонического склада. Очевидно, что многие люди в большей степени озабочены животными потребностями тела, поэтому трудно ожидать, что освобождение придет к ним нежданно-негаданно, словно чудо.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Даже если у демонов появляется возможность получить истинное духовное знание, они никогда не соглашаются принять его в должном свете. Отсюда извечное правило суть таково - их путь лежит все глубже и глубже во тьму невежества. Благонравная же душа, приблизившаяся к совершенству, обретает освобождение именно с того момента, когда Господь Хари воочию являет Себя ей. Те, кто имеет веру в Господа, обретают освобождение посредством того уровня поклонения Богу, которому они фактически способны следовать. Дабы даровать душе освобождение Господь в положенный срок лично является пред ней в том дивном облике, который она действительно способна узреть. (считается, что именно с этой определённой формой Бога душа извечно имеет свои личные взаимоотношения).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*12.30-31 Передвигаясь на колеснице с невероятной скоростью, Господь в считанные мгновения пересек семь великих океанов и разделяющие их материки с горными хребтами, каждый из которых безропотно расступался, открывая дорогу Самому Господу. Затем Своим лучезарным диском Кришна, словно орудием трансцендентного знания, пробил путь чрез зловещий регион беспросветной тьмы, андха-тамас. Далее колесница Господа пересекла просторы пустынных вод, гханодака, и, в конце концов, путешественники увидели перед собой вечную безмерно-светозарную обитель Верховного Господа. Оставив поодаль колесницу, в которой сидели брахман вместе с Арджуной, Господь Кришна на некоторое время слился воедино со Своей восьмирукой формой Маха-Вишну, обителью неисчислимых восхитительных достоинств, чарующе блиставшим украшениями из великолепнейших драгоценных камней.
Гададхара Пандит дас (перевод с санскрита и толкование). Тайны «Махабхараты», явленные учителем мира - Шри Мадхвачарьей: («Махабхарата-татпарья-нирная», избранные главы): Часть 1 (1/2)