Свирепый враг понимает только насилие

Apr 25, 2017 11:52




3: 37

Всемогущий Господь сказал: Это желание наслаждаться, это гнев, в который перерастает желание, возникающее под
влиянием гуны страсти, всепоглощающее и крайне разрушительное. Знай, это желание - враг живого существа в этом мире.

Комментарий Шри Вишванатхи Чакраварти САРАРТХА-ВАРШИНИ-ТИКА

Кришна отвечает:
Именно желание (камаха) наслаждаться объектами чувств побуждает человека к греху. Он грешит, когда поддается этому желанию. Оно проявляется также в форме гнева (кродхах): не находя удовлетворения, оно перерастает в гнев. Так желание, рожденное из раджа-гуны, становится причиной гнева, который является признаком тамо-гуны.

Арджуна спрашивает: - Может ли человек, удовлетворив желание, перестать стремиться к объектам чувств?
- Желание всепоглощающе (махашанаха), - отвечает Кришна.

В смрити сказано: «Зная, что все блага этого мира: зерно, скот, золото женщины - не способны удовлетворить
жажду наслаждений даже одного мужчины, нужно успокоиться, то есть укротить свои желания».

Тогда у Арджуны возникает другой вопрос: - Если с этим врагом невозможно справиться, потакая ему, то, может быть, следует найти компромисс или бросить ему вызов? Здесь имеются ввиду четыре способа победить врага: саман (переговоры), бхеда (угроза; раскол; противостояние) и данда (насилие).

На это Кришна отвечает: - Это очень свирепый (маха-папма) враг: он понимает только насилие.

Комментарий Шри Бхактиведанта Нараяна Махараджа САРАРТХА-ВАРШИНИ-ПРАКАШИКА-ВРИТТИ

Желание наслаждаться и гнев описаны здесь как главные враги дживы на пути к освобождению. Желание наслаждаться особенно опасно, ибо оно перерастает в гнев. В этом стихе оно названо ненасытным врагом (махашанаха). Это его качество ярко показано в «Бхагавата-пуране» на примере жизни Махараджи Яяти: «Даже все блага мира: зерно, скот, золото, женщины - не могут утолить страсть похотливого мужчины. Огонь горит еще сильнее, когда в него подливают масло. Точно так же, идя на поводу желаний, человек лишь разжигает их еще больше. Так он никогда не сможет освободиться от них».

Есть четыре способа справиться с врагом: переговоры (саман), подкуп (дана), раскол (бхеда) и насилие (данда). Кришна объясняет, что желание наслаждаться - очень грозный враг, поэтому саман, дана и бхеда в борьбе с ним не помогут. Чтобы обуздать его, нужно прибегнуть к четвертому методу - данде (насилию). Сурового врага, именуемого камой, можно сразить, только знанием о своей духовной  природе

Бенгальский вайшнавизм, вожделение, Бхагавад-Гита, Радха Блиндерман

Previous post Next post
Up