Наслаждения в уме тоже создают самскары - митхьячара - даже если человек воздерживается внешне от удовольствий, из-за стыда или ради того, чтобы обмануть других, он все равно наслаждается. Истинное отречение значит отречься от наслаждений даже в уме, только такой человек может считаться искренним садхакой. Искренний человек должен анализировать свои сны и пока даже во сне он не откажется от наслаждений ему нужно понимать на каком уровне он находится.
***
Созерцание объектов чувств ведет к тому, что ум принимает форму этого объекта и мы начинаем носить его в себе - санга, мы начинаем думать о нем, говорить о нем, видеть его во сне - дхиято вишаян - санга - привязанность, санга - кама - решимость во что бы то ни стало заполучить объект своих желаний - действие. Неудовлетворенная кама быстро переходит в кродху - химическая реакция - застоявшаяся, перебродившая кама превращается кродху. Гнев превращается в иллюзию. Человек, охваченный гневом, всегда считает себя правым. Чувство собственной правоты и гневливость неразрывно связаны друг с другом. Малейший намек на то, что он может быть не прав, выводит человека из себя - моха - чувство собственной правоты.
Если вы ощущаетет себя стопроцентно правым, то значит вы находитесь в иллюзии. Цезарь, ты сердишься, значит, ты не прав. Иллюзия приводит к забвению, утрате памяти. Мы перестаем понимать, что мы и кто мы, каково наше положение. Чувство собственной правоты - иллюзия - заставляет человека действовать вопреки своему положению - смрит вибхрама - память подводит человека, он запутывается: Я - Цезарь, я - Наполеон. Человек не понимает своего истинного места и начинает действовать несообразно, учить всех или всех благословлять. Смрит вибхрама - утрата разума - три шакти разума - смрити шакти, вичара шакти и вивека шакти. Разум начинается с ясной памяти, которая дает возможность правильно анализировать свои поступки - вичара шакти - и правильно действовать - вивека шакти.
***
Эрих Фромм: Закон человеческих отношений: Нет такого контакта между людьми, который бы не сказывался на обоих...
Из Неизвестного конспекта