Единственная причина не прийти на Мангала-арати* - смерть
Итак, совершенно очевидно, что мы все разные, и попытка всем предъявить одни требования, одни стандарты, это выглядит немножко странно. Допустим, один очень известный старший проповедник в ИСККОН, не знаю, в шутку или всерьёз, говорит такую фразу: «Единственная причина не прийти на мангала арати - смерть». Вдохновляет или обескураживает? Брахмана вдохновляет, кого-то другого - может быть, нет. Представляете себе? Я надеюсь, что это шутка. Тем не менее, некоторые шуток не понимают, некоторые серьёзно всё воспринимают.
Итак, этот известный проповедник говорит: «Единственная причина не прийти на Мангала-арати - это смерть». Это очень круто, потому что смерть… ну: «Ты почему не пришёл? Если ты умер, понятно, мы тебя простим, что ты не пришёл. Но, если ты не умер и не пришёл, это обозначает только одну вещь: что ты, вообще, дорогой товарищ, в глубокой майе находишься». И человек думает: «ой…» То есть для людей, которые реально стоят на твёрдом, хорошем пути нивритти* это мощная мотивация сама по себе. То есть, мы не обсуждаем полезность или неполезность Мангала-арати. Само по себе название говорит уже о чем-то: «мангала» обозначает «благоприятный». То есть, благоприятно с утра немного попеть на Мангала-арати, хорошо таким образом очистить своё тонкое тело, всё это очень здорово.
Но вопрос в том, как мы это сделаем. Сейчас в России со временем какие-то странные эксперименты проводят так что не поймёшь, если Мангала-арати в четыре, то по реальному времени это в два часа ночи, то есть всё какое-то ненормальное. Потом преданные спят полдня. Бхагаватам часто это тихий или сонный час. Какой смысл в этом во всём, если мы просто цепляемся за принцип, игнорируя детали, детали применения? Кто-то, извините за выражение, с утра не может себя выдавить то, что вчера съел, а без этого, не помывшись, ну, куда он пойдёт? То есть, ну, всякие разные пикантные детали могут быть, у всех по разным причинам.
Но нам говорят: «Единственная причина для не прихода на мангала арати - смерть», и человек не знает, что делать.
У нас в храме был один преданный, очень хороший человек, работящий, смиренный, одним словом слуга, - всё готов делать. Он был простым человеком, электриком и целый день он бегал, суетился по хозяйству . Но была у него одна проблема: он вообще не мог вставать на Мангала-арати. Если он вставал на Мангала-арати, весь день для него был убит. Он потом где-то по углам, то там прикорнёт, то здесь прикорнёт. Не высыпается и всё. Его выгоняли из храма, потом опять принимали, он сам уходил, приходил. Не может человек, никак. При этом он преданный. А мы ему говорим: «Единственная причина для не прихода на Мангала-арати - смерть».
Смерть мощная мотивация. Это сравнимо с историей из Махабхараты про Махараджа Панду, когда он по неосторожности убил в лесу брахмана. И там брахман перед смертью проклял его.
Он сказал: «Когда ты, так же, так же, как и я, захочешь сблизиться со своей женой, тебя настигнет смерть». То есть, мощная мотивация, да? То есть, Панду, молодой цветущий человек, две красивые жены, Кунти и Мантри - и над ним такое проклятие нависло. Всё - жена в сознании Кришны, как музейный экспонат: смотреть можно, трогать нельзя, всё.
И Панду в таком состоянии находился много лет . Не какой-то год - много лет находился в этом состоянии. С этими двумя жёнами он ушёл в изгнание, сказав: «Я не могу быть больше императором, ибо я убил брахмана, мне прощения нет». Он ушёл, оставил власть на своего старшего слепого брата Дхритараштру. Долгое время в таком состоянии он прожил. Но, поскольку у царей изрядная гуна страсти, то весной у Панду с Мантри возникло романтическое настроение и как только он её коснулся, то тут же умер - проклятье сбылось.
Так вот, представьте себе такую ситуацию, что вот за контакт со своей женой - смерть. Допустим, у нас было бы так же: за нарушение принципа - смерть! Да ИСККОН вымер бы давно, всё, было бы большое кладбище под названием: «Здесь был ИСККОН». Совершенно очевидно, что такая мотивация может быть, кого-то и вдохновляет, но она, скажем так, далековата от реальности. То есть, вы слышали, что преданные Кришны милостивее, чем Кришна. Кришна говорит жёсткие вещи, а преданные говорят: «Да ничего, ничего». И даже демонов пытаются…
Но иногда бывает, что преданные занимают радикальную, бескомпромиссную: смерть и всё, и никаких других вариантов. К счастью, иногда Господь более милостив, сострадателен и снисходителен, чем некоторые преданные, поэтому у нас есть шанс, и это обнадёживает. В целом, можно сказать так, что путь правритти, или такого постепенного изживания материальных привязанностей - это не наш путь. То есть, в основном, в большей части своих комментариев, общий дух, настроение ИСККОН - это нивритти марг, то есть мы не поощряем свои материальные склонности, привычки, мы стараемся от них избавиться.
Источник Мангала-арати* - Утренняя служба в 4:30
Нивритти* - Прямой путь к Богу, отречение