Наблюдатель vs деятеля

Jan 26, 2014 10:32



... Я всегда остаюсь наблюдателем. А аханкара, ложное эго  заставляет меня поставить себя в центр, приводит к тому, что я перестаю быть наблюдателем. И я становлюсь деятелем в этом мире.
Но на самом деле в реальности я не деятель.

До тех пор, пока я считаю себя деятелем, пока я завишу от результатов своего труда, пока я думаю, что результаты, плоды моего труда  приходят ко мне и они должны доставить мне удовольствие, я буду страдать. Как только я становлюсь наблюдателем, как только я понимаю, что я всегда наблюдатель, я начинаю понимать природу иллюзии этого мира.  На самом деле это очень важный момент и, в сущности, человек должен это очень хорошо понимать.
В следующий раз, когда вы будете страдать, что будет очень скоро,  представьте себе эту ситуацию, что мы на самом деле не страдаем сами, что мы всего лишь наблюдаем свои собственные страдания. Подобно тому, как человек видит, что его голову отрубают, он смотрит на это и думает: «Ну, надо же,  отрубили голову. А, я страдаю, потому что мою голову отрубили».

Есть очень любопытное свидетельство этого из русской классической литературы у Ахматовой.  Анна Ахматова в поэме  «Реквием» описывает свои собственные страдания. В 1937-м году ее сына арестовали. Сталин ненавидел ее. Но он понял, что чтоб доставить ей самые большие страдания, нужно  преследовать не её, а её единственного сына. До этого ее мужа убили и тут арестовали её сына.  Она описывает эти страдания. И в одном стихотворении из этого цикла она пишет: «Это не я страдаю. Я бы так не смогла. Это кто-то другой». И в этих словах, которые она говорит «Я бы так не смогла, потому что невозможно это» сразу видно, что в какой-то момент, когда страдания достигают пика у человека, когда они становятся абсолютно невыносимыми, невозможными позиция деятеля исчезает. Но муки еще можно терпеть если мы знаем, что наша позиция деятеля в этом мире приносит помимо страданий хорошие дивиденды в виде наслаждений...

И очень скоро мы будем эти наслаждения получать в виде завтрака. Потому что, если мы будем просто со стороны наблюдать как я что-то там ем, никакого удовольствия не будет. Не будет. Сразу же позиция наблюдателя лишает меня всякого удовольствия.  Но когда страдания становятся невыносимыми, когда они достигают  какого-то пика, когда они достигают некой кульминационной точки,  человек больше уже не сможет этого выносить и он занимает свою естественную позицию, начинает смотреть со стороны и думает: «Что ж такое происходит? Нет, это не я. Я бы так не смог. Я не могу».

И это примерно то же самое, что случается с человеком, когда он видит как его голову отрубают. В какой-то момент что с ним происходит? Он начинает смотреть на себя со стороны. Он выходит из своего тела и думает: «Ну, надо же, голова  пока….аааааа». И он еще связан с этим телом, он еще думает. Это тонкое тело, душа, которая вне этого смотрит, наблюдает все это, как тело находится в агонии. И если человек понял позицию наблюдателя, он может понять: «Я что-то не то, я не есть это тело»...

Бхакти Вигьяна Госвами

Бхакти Вигьяна Госвами, Сталин, Ахматова, майя

Previous post Next post
Up