...И, когда я заставил себя слушать о Боге, то на первом этапе (ашеша-санклеша-шамам) я сразу же ощущаю то, что я полностью избавился от всех страданий. Опять же, доказательство этого из классической русской литературы. На самом деле классическая русская литература может многое объяснить. Это абсолютно реально действующий процесс, абсолютно безупречный метод, который знают все люди, идущие различными религиозными путями.
У Солженицына в «Одном дне Ивана Денисовича» описано, как это действует. Там описана жизнь в лагере. И она описана глазами человека, глазами обусловленной души, которая пытается приспособиться к этому, и которая, в общем-то уже приспособилась и даже нашла удовольствие во всем этом. Там описываются маленькие радости этого Ивана Денисовича, как ему похлебки чуть больше досталось, чуть-чуть больше хлеба, удалось какую-то рыбью кость найти. Вся эта повесть, состоящая из одного дня, описывает, в сущности, унизительное существование души в материальном мире, когда она получает маленькую подачечку здесь и становится такой радостной и думает: «Не такой уж плохой день. Хороший день. Еще один день в концентрационном лагере прожили. Не так уж все тут и плохо. Все хорошо, солнце посветило». Там описана совершенно абсурдная вещь там описывается то, что мы все с вами делаем, в другом варианте, но все люди этим занимаются.
Они пытаются выжать какие-то дурацкие подачки из заведомо невыгодной сделки, из этого дурацкого существования у нас. И при этом так или иначе приспосабливаются и думают: «Ну, в общем - то, не так уж плохо». Выжать можно. Во всех условиях можно выжать, везде можно выжать. Вся жизнь там описана через призму этого человека, который обуславливается, который пытается приспособиться к этому, который подчиняет себя этим.
И вместе с этим там описаны разные люди, с разными реакциями, которых он там видит. И, в частности, там описан баптист один, его сосед по нарам. И этот баптист постоянно «Библию» читает. Этот баптист каким-то образом сохранил «Библию». Там книги отбирали, но он записал какие-то цитаты в свою тетрадочку. И он перед сном ложится и читает. И этот Иван Денисович смотрит на него и говорит: «Не понятно, что такое. Малахольный какой-то. Все время счастливый, все время счастливый. Абсолютно». Все его бьют, и всё плохо, но он не приспособился.
Иван Денисович в каким-то смысле идеал приспособления, идеал приспособленца. Это человек от сохи удивительным образом ко всему хорошо приспособившийся. И тут другой человек, с материальной точки зрения не приспособившийся, который особенно не умеет вертеться в лагере, но при этом он абсолютно счастливый.
Почему? Потому что он читает и слушает о замечательных качествах Господа, потому что его сознание погружено туда, в Него, в окончательный, конечный объект любви любого живого существа, который, на самом деле является гарантом нашего собственного счастья. И если мы читаем, слушаем и думаем о Его качествах, если мы принимаем Священные писания, описывающие это (ашеша-санклеша-шамам видхатте) настает конец всем нашим страданиям...
Бхакти Вигьяна Госвами
http://radhakrishna.clan.su/news/bkhakti_vigjana_gosvami_moskva_01_11_2005g_shb_3_7_14/2012-07-11-2198