Как определяли бхакти Вьясадев, Нарада, Гарга Муни, Сандилья Муни, Шанкара, Рамануджа и Мадхва

Dec 15, 2024 10:34



...мы подошли вплотную к главному стиху Бхакти-расамрита-синдху. Это какой стих?

Из зала:
анйабхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам
анукулйена-кришнану-шиланам бхактир уттама

Б.В. Госвами: - Да, совершенно верно. И прежде чем рассказывать об этом стихе, что мы будем делать ещё довольно долго, я хотел привести другие определения бхакти, потому что Шрила Рупа Госвами показывает здесь своё мастерство, давая это определение. Само искусство формулировки определений, изначально было доведено до совершенства в школе ньяи и мы знаем, что Нимай Пандит был великим представителем этой ньяи или нава-ньяи, школы которая преподавалась в Навадвипе и основателем которой был там Гангеша Упадхьяя из Митхилы и Сарвабхаума Бхаттачарья (Васудева Сарвабхаума).

Бихарские пандиты очень тщательно охраняли эту книгу, которую написал Гангеша Упадхьяя и он объяснил этот новый подход к ньяе. Васудева Сарвабхаума украл эту книгу по сути дела - он запомнил всю её, принёс её и стал преподавать эту нава-ньяю в Навадвипе. С тех пор Навадвипа затмила все остальные центры учёности в Индии и в те времена, когда Нимай Пандит родился в Навадвипе, Навадвипа была самым влиятельным центром ведической учёности и нава-ньяя в том числе тоже является наукой, которая объясняет как точно использовать слова, потому что большая часть споров и недоразумений сводятся к тому, что люди по-разному используют или не очень точно употребляют слова.

Один имеет ввиду это одно, другой - другое и они начинают спорить и ссориться друг с другом. И здесь Шрила Рупа Госвами объясняет ключевое понятие бхакти, потому что если не объяснит ключевое понятие бхакти, то всё остальное станет бессмысленным, потому что каждый будет вкладывать в этот слово свой смысл и в конце концов на выходе не понятно что будет.

Поэтому в самом начале очень важно дать точное определение бхакти. И определить это очень сложно. Ну как определить что такое любовь? Кто-то может дать точное определение любви? И совершенство определения Шрилы Рупы Госвами можно оценить, если мы посмотрим другие определения, которые давали до него. А я уже говорил что разные определения бхакти существовали до этой книги и бхакти-марг или путь бхакти-йоги был очень заметным изначально, всегда. Поэтому предыдущие мудрецы, начиная с Нарады в Нарада-бхакти-сутрах определяли бхакти по-разному.

Мы знаем и мы будем ещё изучать, что слово бхакти происходит от корня "бхадж" и этот корень в соответствии с грамматикой Панини, означает несколько вещей. Во-первых, он подразумевает действие, безусловно. То есть глагольный корень или корень "бхадж", к которому присоединён суффикс так, чтобы получилось слово бахти, подразумевает действие. Иначе говоря, слово бхакти подразумевает действие.

И какие это могут быть действия в соответствии со значением этого корня? Это может быть служение, это может быть преданность, это может быть привязанность, это может быть верность, это может быть поклонение, это может быть принесение в жертву себя или поднесение каких-то даров. То есть строго говоря, бхакти может подразумевать любую из этих вещей: служение, чисто состояние сердца преданности, какие-то действия вызванные этой преданностью, привязанность. Бхакти подразумевает привязанность, бхакти подразумевает верность, поклонение и наконец поднесение даров.

И в Нарада-бхакти-сутрах Нарада в свою очередь делает обзор разных определений бхакти, прежде чем дать своё определение бхакти, он говорит что сын Парашары... Кто был сыном Парашары?

Из зала: - Вьясадев

Б.В.Госвами: - Вьясадев определяет бхакти как поклонение Богу и так далее. Поклонение нормально? Бхакти? Бхакти! Я поклоняюсь Богу. Впринципе это то, что обычные люди понимают когда речь идёт о бхакти или о пути преданности - я поклоняюсь кому-то.

Он говорит, что Гарга Муни определяет бхакти как любовь к слушанию рассказов о лилах Господа. Хорошее определение? Хорошее! Люблю слушать то, что делает Господь. Бхакти? Бхакти!

Сандилья Муни определяет бхакти как привязанность к Богу в противоположность к привязанности к самому себе. То есть я привязан к Богу в большей степени, чем привязан к самому себе на себе - я оставлю Бога в центр. Хорошее определение? Хорошее! Бхакти это? Бхакти!

Что касается самого Нарады, то он говорит что бхакти состоит из... Это подношение всех наших действий Богу: йат кароши йад аш́на̄си \  йадж джухоши дада̄си йат, включая даже чувство беспокойства, и страданий которое охватывает нас, когда мы на мгновение забываем о Боге. Иначе говоря, бхакти - это некое состояние, когда всё то, что мы делаем, мы посвящаем Богу и мы при этом боимся на мгновение забыть о Боге. Хорошее определение бхакти? Хорошее!
Чем они плохи? Дальше не только это, я ещё несколько определений бхакти приведу.

Шри Шанкара тоже даёт определение бхакти в комментарии к Бхагавад-гите в восьмой главе и четырнадцатой главе он говорит, что бхакти значит поклонение - бхаджана-бхакти. Бхаджана значит бхакти то есть поклонение. В одиннадцатой главе он определяет ананья-бхакти и он говорит, что ананья-бхакти значит, что человек пристаёт ощущать что-то помимо Васудевы. Он видит только Васудеву. Его сознание сосредотачивается только на Васудеве. И он также говорит, что бхакти - это непрерывная медитация на Господа и это достаточно распространённое определение, которое также будет использовать Рамануджачарья, что когда медитация становится непрерывной как поток льющегося масла.

Как это называется? Анусмаранам, да? Дхрува-анусмаранам. Когда наша медитация постоянно устремляется к Богу как поток льющегося масла не прерываясь мысли текут по направлению к Богу, то это есть бхакти. Это Шри Шанкара. Шри Рамануджачарья в общем-то даёт похожее определение бхакти. Он говорит, что дхьяна и бхакти взаимозаменяемые термины и мы знаем Кришна говорит в Бхагавад-гите тоже: ман-мана бхава мад-бхакто.

Какое определение бхакти? Ман-мана - думай обо Мне. Дхьяна - мысли о Боге, бхакти есть одно и тоже. И комментируя первую сутру Веданта-сутры. Как звучит первая сутра Веданта-сутры?

Из зала: - Атхато брахма-джиджнаса

Б.В. Госвами: - Атхато брахма-джиджнаса. Рамануджачарья пишет комментарий на пару сотен страниц к этим четырём словам: атхато брахма-джиджнаса. И он говорит, что медитация или дхьяна означает постоянное памятование никогда не прерывается как поток масла и это постоянное памятование и это постоянное памятование никогда не прерывается как поток масла.

И это постоянное памятование такого рода определяется словом бхакти. По сути дела бхакти это то же самое что упасана, то есть тоже самое, что поклонение. Таким образом, в соответствии с Рамануджачарьей, дхьяна это бхакти и то и другое является синонимом упасаны или поклонения. Шрила Мадхвачарья даёт очень интересное и неожиданное для нас с вами определение бхакти. Он говорит, что бхакти и гьяна это практически одно и то же.

Гьяна является компонентом бхакти и часто бхакти называют гьяной или знанием. То есть иначе говоря, что хочешь сказать Мадхвачарья? Мадхвачарья хочет сказать, что бхакти - определённая форма знания, способ познания Бога и там, где хотят подчеркнуть привязанность, там используют слово бхакти и подобно тому как... Интересно: "...опосредованность и непосредственность является неотъемными частями знания, точно также бхакти является своего рода знанием".

То есть бхакти это определённый опыт. Это хочет сказать Мадхвачарья и когда речь идёт об этом опыте привязанности... Почему бхакти так трудно поддаётся определению? Потому что это действительно некое состояние сердца, которое внешне выражается как какие-то действия наши. И Мадхвачарья завершает это определение. Цитата: "Поэтому всякий раз когда писания говорят о гьяне, имея в виду, что это способ достижения освобождения, мокши, имеется в виду именно бхакти, потому что на самом деле в соответствии с бхакти-йогой освободить из этого мира может только бхакти. Но иногда и то и другое употребляется отдельно как два разных слова". И дальше Мадхава говорит: "С помощью бхакти человек обретает гьяну или знание, которое в свою очередь приводит к бхакти и она превращается в виденье Бога (даршан) как в Брихадараньяке-упанишад. Как в Брихадараньяке-упанишад звучит этот стих?

Атма варе...

Из зала: - Драштавьям

Б.В.Госвами: - Драштавьям. Атму или Бога нужно увидеть: атма варе драштавьям

Поэтому он говорит, что бхакти превращается в восприятие или видение Бога, которое в свою очередь усиливает бхакти. Когда м ы увидим Бога лицом к лицу с помощью концентрированной сосредоточенности нашего сознания, то бхакти станет ещё сильнее и это приводит к мукти т.е к освобождению, потому что естественно когда человек увидел Бога, то речи быть не может, чтобы хотеть увидеть этот мир. Опять же, в соответствие с Мадхвачарьей мукти является квинтэссенцией блаженства и она же является самоцелью всех наших устремлений.

Ну вот собственно некий обзор представления о бхакти, которые были до Рупы Госвами, чтобы мы могли лучше оценить определение Рупы Госвами. Все эти определения хороши, все эти определения объясняют ты какой-то степени что такое бхакти, но они безусловно могут быть слишком широко истолкованы или наоборот могут быть слишком узкими, поэтому какие-то формы, которые не являются бхакти, могут подпадать под это определение. Например, когда человек просто поклоняется кому-то непонятно кому, бхакти это или не бхакти?

В соответствии с определением Парашары это может быть бхакти. Ну то есть если опять же строго анализировать эти определения, то мы можем найти некие формы деятельности, которые бхакти не являются, но подпадают под эти определения и, наоборот, какие-то формы бхакти, которые являются бхакти, они не вместятся в эти определение как, например, когда Яшода Кришну со своих колен сносит. И до Чайтаньи Махапрабху были разные формы бхакти. Мы знаем альвары были великими бхактами и проповедовали бхакти. Среди последователей Мадхвачарьи были великие харидасы, певцы, которые тоже говорили о том, что к Богу можно обращаться как к своему ребёнку, что к Богу можно обращаться как к своему возлюбленному и обращались к Нему.

Андал, единственная женщина среди среди одиннадцати альваров обращалась к Богу как к своему супругу и вошла в Него по преданию, когда её отец Вишнучитта привёз в храм Ранганатхи.

Но помимо точности определения Рупы Госвами, он также с помощью своего определения прокладывает путь, он объясняет нам что нужно делать, когда у нас бхакти нет. Как я уже говорил, бхакти это некая деятельность, вызванная определённым состоянием сердца и Шрила Рупа Госвами в своём определении говорит, что да, это безусловно определённая деятельность и мы можем представить себе, что на начальных этапах в сердце ещё нет этого особого состояния сознания или особой гьяны, особого понимания, которое приводит к деятельности, но тем не менее мы можем действовать для того, чтобы эта бхава-рупа-бхакти появилась в сердце, для того чтобы бхакти действительно стала каким-то конкретным опытом нашего сердца, а не просто внешней деятельностью

Бхакти-расамрита-синдху.1.1.5-10 25 апреля 2018, Индия

Чайтанья, Бхакти Вигьяна Госвами, Рамануджа, Мадхвачарья, Рупа Госвами, спор, Шанкара

Previous post Next post
Up