Вопрос: - Я понял что есть проявленное и непроявленное ложное эго, поэтому возникает чувство: "Я должен полностью исчезнуть". Как найти того, кто будет занимать это ложное эго и пока у нас не будет истинного эго, надо думать "мне исчезнуть" или что? Это возникает, когда человек чувствует, что мешает кому-то: "Я исчезну, я не буду никому мешать. Я просто исчезну, чтобы никому не мешать".
Б.В.Госвами: - Это просто ложное эго, которое хочет исчезнуть! В этом его ложность проявляется. Мы по определению исчезнуть не можем, мы есть. И внутри я понимаю: я есть, я всегда есть. Я есть, я не могу исчезнуть! Как я могу исчезнуть? То, что есть, оно есть. И суть не в том, что бы исчезнуть или не мешать кому-то. Мы всегда будем кому-то мешать. Особенно часто мы мешаем другим людям добро нам делать. Вот тут вот мы точно всем мешаем. Такое было хорошее стихотворение:
Люди только мешают:
путаются под ногами,
...
Дело не в этом. Дело в том, чтобы почувствовать, что внутри-то кто я есть внутри? Я вот есть частица сознания, душа. И нужно делать свой долг, не зависимо от того мешаю я этим кому-то или не мешаю этим кому-то. Я делаю то, что вот я должен делать на своем месте. Кому-то это будет не нравится. Ну и что с того? Меня не должно волновать нравится это другому человеку или не нравится. Я естественно должен, так или иначе, прислушиваться к этому, но если я при этом выполняю свой долг, я должен понимать, что не всем будет это нравится. Главное что бы это нравилось Кришне и для этого есть духовный учитель или еще какие-то другие индикаторы, которые говорят: «Делай это!» И всё будет нормально.
То есть тут ложное представление о том, что я не должен никому мешать или еще что-то такое. Нет. Если я служу, я наверняка кому-нибудь помешаю. Преданные очень многим мешают своим фактом своего существования. Духовные люди они вообще мешают. Многие люди считают, что без них было бы гораздо лучше. Как только человек пытается заниматься духовной практикой, очень многих людей это начинает очень сильно раздражать. Но это не должно быть причиной или поводом для того, чтобы не заниматься всем этим. Нужно понимать: я делаю то, что я должен делать, и я должен получать удовлетворение от этого, от самого факта того, что я делаю то, что я должен делать.
Разумеется, я должен стараться как можно меньше беспокойств причинять. Нужно понимать, что мы живем в этом мире, где есть ложное эго, много ложного эго. Но люди не всегда ценят то, что мы делаем. Со временем, если человек ведет себя очень последовательно, они ценят. Мы можем посмотреть на историю опять же, духовную историю человечества. Абсолютно все люди, которых потом прославляли как святых, они сначала кому-то мешали. Иисус Христос так мешал вообще, что Его, в конце концов, распяли, чтобы не мешал. Потом две тысячи лет прославляют и говорят: «О!» Но если бы Он сейчас появился, Он бы очень сильно мешал. Если б сейчас Он появился с Ним бы тоже самое сделали, наверняка совершенно. Он бы мешал!
У Достоевского есть эта история про великого инквизитора, можно читать, там есть это. «Я знаю, что Ты Христос, но Ты нам сейчас не нужен. Ты своё дело сделал, Ты нам мешаешь!» Поэтому сам факт, что мы кому-то мешаем, он… я бы не сказал, что это обязательный, железный критерий, что мы делаем что-то хорошо, но в каких-то ситуациях это может быть показателем того, что мы делаем что-то хорошо. Мы должны, безусловно, мы должны стараться. Это один из признаков, мы должны стараться как можно меньше беспокойств людям приносить и нужно быть смиренным. Но при этом смирение не должно быть ложным. Вот это представление о том, что я не должен никому мешать, я лучше исчезну, это, в сущности, попытка стать Богом только очень таким странным способом. Кришна говорит, что Я есть:
бхоктарам йаджна-тапасам
сарва-лока-махешварам
сухридам сарва-бхутанам
джнатва мам шантим риччхати
(Б.-г., 5.29) "Я лучший друг всех живых существ". И человек думает: «Я лучший друг всех живых существ». Не лучший друг всех живых существ. Лучший друг всех живых существ - это место уже занято - Кришна. А я, к сожалению, не лучший друг, даже это не получилось. Человек сначала пытается...
Это три формы, в которых человек может попытаться Богом стать. Первая: я наслаждающийся, если у него не получается наслаждаться, он хочет властвовать над всем. Пытается власти добиться. Если не получается власти добиться, он хочет стать лучшим другом всех живых существ. Когда все эти три вещи, когда разочарование постигнет на этих трех путях, человек может преданным стать, наконец. Он понимает: я не наслаждающийся, я не повелитель и даже не лучший друг всех живых существ. Я просто, вот он я. Да, и кому-то я буду приносить беспокойство, просить прощения, но не обязательно, не обязательно самому уничижаться или ещё что-то. Это может быть форма ложного «я».
Бхакти Вигьяна Госвами,
Главные идеи Бхагавад-гиты 10 января 2014, Умань