Две великие войны я пережил. Во время Первой мировой войны я учился в Брахмапуре. Один астролог предсказал, его спросили, после этой войны получит ли Индия свободу. Астролог отвечал: «Не после этой войны, по прошествии нескольких лет произойдет ещё большая мировая война, и после той войны Индия станет независимой. Так и произошло, я тому свидетель: война завершилась, Индия не могла получить свободу после Первой мировой войны, но затем завершилась Вторая мировая война в 1945-м году, а в 47-м году Индия стала свободной.
Мы считали, что британский режим был лучшим, чем то хаотичное правительство, которое пришло в результате достижения независимости. У нас был некоторый опыт британского правления, и Бхактивинод Тхакур рекомендовал это правление. Во времена британского режима у каждого было право следовать своей религии, правительство не вмешивалось в религиозные чувства, проповедь религиозной жизни. Поэтому Бхактивинод Тхакур симпатизировал англичанам в этом смысле. Какую свободу мы получили, о чем идет речь?
Я принимал участие в движении Ганди, первом движении. Было три движения, три периода борьбы, возглавляемой Ганди. Первое - не сотрудничество, второе - гражданское неповиновение и третье - сделай или умри. И во времена первого движения я принимал участие в нем, и во втором. Мне пришлось сражаться с теми, с кем я в своё время сотрудничал. Что это такое? Это все тюрьма, это свобода для чувств, ты сражаешься за свободу для чувств, но истинное сражение должно быть направленно на то, чтобы победить чувства, свобода от чувств. Это истинное сражение, сражение с маей.
Майа - наш враг, и мы должны сражаться с ним. Индия может быть независимой, и что с того? Я появлюсь на свет шакалом в африканском лесу, и какое благо в этой свободной стране? Есть множество свободных стран, живут ли там люди счастливо? Разве они не умирают, не страдают от болезней? Со столь многими трудностями они сталкиваются. Свобода в подлинном смысле слова, свобода на санскрите садината. Сейчас мы являемся рабами чувств, но нас должен контролировать наш подлинный интерес, атма должна контролировать, освободить нас из рук чувств.
Контроль с целью обретения контроля над чувствами. В настоящее время мы не контролируем чувства, мы являемся рабами материальных искушений, необходимо сражаться за истинную свободу внутри. Самоконтроль с целью обрести самоконтроль, не контроль над физическим окружением, это не есть свобода в истинном смысле слова. Сад означает «я», а что такое «я»? Истинное положение «я» в связи со всей вселенной - это Кришна-дасья, это рабство Кришне.
Рабство Кришне - это подлинная свобода. Мы свободны и понимаем, что являемся частью целого, и пребываем в гармонии с целым. Только в этом случае мы свободны, в противном случае свобода немыслима. В гармоничной системе возможно реализовать нашу функцию, положение в этой системе в гармонии с окружающим миром, и это подлинная свобода. Тогда как свобода для чувств, для ума, для группы, для культуры - всё это мания. Рабство Истине - это подлинная свобода, тогда как служить мании различных типов - это безумие.
Естественно то, что Реальность для Себя и мы предназначены для Него. Жить с этим конкретным фактом, то, что конкретно, мы игнорируем. Наше положение таково: мы являемся частью потенции всего Абсолюта, и мы должны предаться этому. Мы должны принять это, не будучи скупцами, только тогда мы свободны и занимаем естественное положение. В противном случае мы сражаемся друг с другом, но мотивация - исключительно локальный интерес, столкновение этих интересов. Необходимо лишь занять правильную позицию в гармоничном движении целого, Абсолюта - это свобода.
Свобода в рабстве абсолютному благу, абсолютному суждению, абсолютной любви, дружбе, мы должны предаться этому, и это подлинная свобода. Что ты скажешь? «Умереть, чтобы жить» - выражение Гегеля, я очень люблю его. «Реальность Сама по Себе и Сама для Себя» и «умереть, чтобы жить», эти две формулы есть фундамент Вайшнавизма, хороший, прочный фундамент. Свобода - возможность расстаться со всеми маниями нашего ума различных типов и вернуться в наше истинное положение, так называемое рабство.
Что оно означает? Благодаря этому рабству Целое представлено Личностью, Кришной, эта Личность - наш Друг, и это высочайшее достижение для частицы - обрести Целое в качестве искреннего друга. Тот, Кто контролирует все, обрести Его в качестве Друга - это лучшая свобода, лучшая позиция для нас - Друг, Хранитель. И что есть свобода? На земле любви каждый помогает другим. Это более чем свобода - когда мы живем среди хранителей, доброжелателей. Как много мы можем помыслить, опираясь на наш ограниченный интеллект?
Шрила Бхактиракшак Шридхар Махарадж, 1982.09.29 - 10.01