Разум дан, чтобы человек мог следовать дхарме и для того, чтобы человек, следуя дхарме, мог в конце концов превзойти законы материальной природы, в конце концов мог превзойти законы материальной природы, мог в конце концов обрести освобождение. Для этого человеку дан разум, но никто им по назначению не пользуется, люди предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и поэтому здесь говорится, что чтобы люди пользовались разумом по назначению должно быть только одно условие соблюдено, чтобы у человека был шанс воспользоваться своим разумом по назначению, лидеры общества должны показывать им пример.
Разум нужен для того, чтобы человек следует законам дхармы мог развить в себе дух отречения, дух непривязанности, мог подняться над законами материальной природы, над той обусловленностью, с которой он родился, но для этого лидеры должны проявлять это качество. Царь в ведическом обществе... Здесь речь идёт о Ришабхадеве, царе, который правил Бхарата-варшей, она тогда даже не называлась Бхарата-варшей, потому что она была названа в честь его сына. Но он правил Бхарата-варшей для того, чтобы, опять же, подать пример.
На самом деле, Кришна приходит сюда только для того, чтобы подать пример. Господь Чайтанья пришёл сюда для того, чтобы подать пример. Он посылает пророков только для того, чтобы подать пример. Цари древности подавали пример. Этот принцип ачарьи или того, кому люди будут следовать в высшей степени важен. На самом деле, это фундамент ведической культуры. Есть ведическая, санскритская поговорка: "Ятха раджа - татха праджа" - "Каков поп, таков и приход". Это русский перевод:) этой поговорки. Тот же самый принцип заложен в русскую поговорку "каков поп, таков и приход".
Принцип ачарьи. Что должен делать человек стоящий во главе? Он должен прежде всего быть отречённым. Если человек, стоящий во главе не обладает этим элементарным качеством...
Говорится, что главное качество царя или правителя или главное качество брахмана... Какое главное качество брахмана? Из всех качеств брахмана? Какое качество является фундаментом для всех остальных качеств?
Из зала: - Правдивость
Из зала: - Чистота
Б.В. Госвами: - Удовлетворённость. Брахман должен быть удовлетворён, он должен быть доволен, он должен быть счастлив сам в себе. Тогда он может контролировать чувства, тогда может контролировать ум, тогда он может быть...
Как там:
ш́амо дамас тапах̣ ш́аучам̇
кша̄нтир а̄рджавам эва ча
джн̃а̄нам̇ виджн̃а̄нам а̄стикйам̇
брахма-карма свабха̄ва-джам Главное качество брахмана всё равно удовлетворённость. Царь должен быть удовлетворён. Если царь не удовлетворён, если правитель не удовлетворён, что он будет делать?
Из зала: (Не слышно)
Б.В. Госвами: - Да, он будет воровать. Он будет в швейцарский банк деньги складывать, он будет эксплуатировать других. Любой человек, который находится выше, его главная обязанность по отношению к тем, кто находится ниже него, это защищать их. Для этого он должен быть бескорыстным. Чтобы быть бескорыстным, он должен быть удовлетворённым. Он в принципе должен быть просто удовлетворённым, поэтому в общем-то тут и в следующем стихе об этом будет написано, что "царь следовал принципам кшатриев и принципам брахманов одновременно".
Настоящий царь... Вся ведическая культура - брахманическая. Она основана на этих фундаментальных принципах брахманической культуры или брахманической жизни. И для того, чтобы быть кем-то, я должен какие-то качества брахманов проявлять. Царь должен быть таким: вишну-шактир -випхалани - царь является представителем Вишну или любой лидер является представителем Вишну, потому что они защищают других. Чтобы защищать других он не должен заботиться о себе, он должен быть бескорыстным. Принцип ачарьи, сама формулировка или определение ачарьи очень важная. Кто такой ачарья, человек которому следует люди?
ачиноти йах шастрартхам - тот кто извлекает суть из шастр. Ачиноти значит экстрагирует, тот кто может извлечь суть из всех шастр.
ачиноти йах шастрартхам
ачарет стхапайатй апи
После того, как он извлёк смысл из Священных Писаний, после этого: ачаре стхапайатй апи - он должен обладать способностью побудить других действовать в соответствии с этим, жить в соответствии с этим и: свайам ачарате йасма, ачарйас тена кӣртитах - и тот кто живёт сам так, тот кто побуждает других жить так, тот кто знает как нужно жить, следуя Священным Писаниям, побуждает других и тот, кто живёт сам в соответствии с этим, тот ачарья.
ачиноти ачаре стхапайатй апи, и: свайам ачарати йасмат - он есть ачарья.
Это три вещи, которые человек должен делать. Есть стандарт. Как тут говорится, что поведение такого человека становится праманой. Не тут, в Бхагавад-гите говорится:
са йат прама̄н̣ам̇ куруте
локас тад анувартате Что бы ни делал великий человек, что все остальные будут делать? Все остальные будут цитировать его или приводить его в пример и говорить: "Он так делает, поэтому я такой".
Это становится праманой, доказательством. Если великий человек так делает, почему мне так нельзя делать? Люди, на самом деле, не читают шастры. Заметили, да?
Есть распространённое явление - как правило люди шастры не читают и даже брахманы. Только редкие люди находят какой-то интерес в шастрах. Кому интересно шастры читать?
И хотя мы говорим, что главной праманой или главным доказательством того, что я должен делать, должна быть шастра, но на самом деле, реально люди шастры не знают, шастры не читают и никто шастрой не руководствуется. В реальности это не так. Недавно у меня был случай. Ко мне подошла одна ученица и стала нести какую-то белиберду, полную ахинею.
Я спросил: - Откуда у вас это трансцендентное знание?
- Мне сказала это очень авторитетная матаджи на кухне.
Её невозможно было переубедить, что трансцендентная матаджи на кухне несёт ахинею, потому что она для неё является авторитетом. Никакого другого авторитета для неё нет. В реальности - это то, каким образом устроена человеческая психология. Люди не отталкиваются от шастр. Мы говорим, что главная прамана - это шабда прамана, откровение, шабда, шастра-прамана, нужно отталкиваться от шастр. Но кто следует шастрам? Никто не следует шастрам.
Поэтому, должны быть хотя бы редкие единицы, которые следуют шастре, чтобы потом все остальные могли следовать им. Какие они должны быть эти люди? Эти люди должны быть ни много ни мало... Они должны быть безупречны. Шрила Прабхупада говорит, что должны быть безупречные люди и тогда всё будет хорошо. Если безупречных людей не будет, то тогда ничего хорошего в обществе не будет, потому что стандарты будут понижаться, понижаться, понижаться, понижаться...
Людям нужно только одно - предлог, чтобы вести себя дурацким образом и если мы даём этот предлог, то как в Евангелии говорится, что ведя себя недостойным образом, ты подаёшь дурной пример, ты соблазняешь малых сих, и, таким образом, ты даёшь людям дополнительное оправдание, которого они только и ищут. Иначе говоря, должен быть минимум для того, чтобы общество процветало и было благополучным, должен быть минимум. Этот минимум это небольшая секция людей, небольшая часть людей в обществе, которые ведут себя идеальным образом и такие люди, когда они есть, тогда общество будет процветать. Если таких людей нет, на обществе можно поставить крест.
И ради этого Кришна приходит, ради этого Шрила Прабхупада пришёл, ради этого он даёт шастры, ради этого он снова и снова посылает учителей, ради этого люди пытаются как-то проповедовать всё это. Только ради одного, только ради того, чтобы был небольшой класс людей, который ведёт себя идеальным образом. И такой класс людей называется брахманами и такой класс людей он должен быть не привязан. И если такие люди есть, общество спасено. Если таких людей нет, всё общество идёт в ад, все люди идут в ад. Если хотя бы один святой есть на всю страну, страна может быть спасённой.
Нужно, на самом деле... Я говорю это для того, чтобы мы почувствовали меру ответственности, которая лежит на нас. Люди будут судить о Шриле Прабхупаде, о Господе Чайтанье, о том, чему они учат по одной простой вещи: по тому, как мы себя ведём. Никому никакого дела нет, что в этих книгах написано. Кто-то может быть прочитает, вдохновится, но если он не увидит живого, реального примера, где человек ведёт себя так как написано в этих книгах, всё это будет просто пустой тратой времени.
Как один брахмачари, который живёт в нашем ашраме, он мне рассказывал:
- Я прочитал книги Шрилы Прабхупады и первое что мне пришло в голову этого - такого не может быть! Этого не может быть! Говорит, я попытался понять - бывает такое или нет? Поэтому он переселился в храм - бывает такое или нет? Живут кто-то так или нет?
И нужно очень хорошо понимать, что в этом суть нелёгкой ответственности, которую на нас Шрила Прабхупада возложил. Если мы хотим быть его последователями - малость от нас требуется: мы должны быть идеальными и всё. Нужно быть безупречными, идеальными, совершенными, без всякого изъяна. Тогда будет успех. Если не будет этого, тогда успеха не будет.
И что очень важно, я хотел одну очень важную вещь сказать. Что для этого нужно, что для этого необходимо, чтобы брахманы в обществе могли существовать и подавать пример. И я говорю это уже с точки зрения, скажем так, с точки зрения некой исторической перспективы, о нас как религиозного движения, на которое Шрила Прабхупада, Господь Чайтанья, Бхактисиддханата Сарасвати Тхакур Прабхупада, Бхактивинода Тхакур возлагали и возлагают очень большие надежды.
Шрила Прабхупада говорил, что ИСККОН это культурное Движение для преображения всего мира. Сможем мы это сделать или не сможем? Прежде всего зависит от того, как мы будем себя вести. Но самый важный принцип брахманической жизни, помимо качества удовлетворённости, как я уже сказал, принцип, которому должен следовать брахман для того, чтобы иметь возможность исполнять свои функции в обществе - это принцип независимости. Брахман по определению не должен ни от кого зависеть. Это единственное качество, которое отличает ведическую цивилизацию от современного общества.
Если пойти в корень и посмотреть на чём держалась ведическая цивилизация, на чём держится современная цивилизация... Современная цивилизация держится на платных брахманах, на том, что все брахманы куплены и так как они куплены государством и так как они не являются независимыми, то они не могут быть настоящими брахманами. Вся ведическая цивилизация держалась на одном принципе - на том, что брахманы не должны быть зависимы и для этого они должны быть какими? Есть одно маленькое качество, которое, к сожалению, преследует брахманов - они нищими должны быть. Брахмана нельзя купить. Брахман должен быть независим. Если брахмана можно купить - это не брахман, это шлюха идеологическая.
Принцип брахманов, которые являются учителями в обществе, которые учат других... Если я хочу учить других, ради Бога - любой может учить других, любой может быть брахманом, но для этого я должен быть независим, но для этого меня нельзя покупать, для этого я не продаюсь. Я должен не продаваться. Это значит, что мне посылает Кришна - я должен этим довольствоваться. Я не должен стремиться к чему-то большему в материальном смысле. Эти две вещи являются основой брахманической культуры.
Независимость брахмана и удовлетворенность брахмана, которые заставляет его не стремиться к чему-то большему в материальном смысле. Почему Шрила Прабхупада тут объясняет, что лидер должен быть отречённым? Потому что он других отречённости учит...
Шримад-Бхагаватам 5.4.15 30 октября 2007