Две стороны ведической культуры: положительная и отрицательная, запутывающая и возвышающая

Oct 07, 2024 11:36



Этот стих своим первым словом возвращает нас к двум предыдущим стихам. В двух предыдущих стихах в 24 и 25 противопоставлялось два пути, которые человек может избрать в этой жизни. Причём не просто человек, это два пути, которые может избрать человек, принадлежащий к ведической культуре. В первом стихе говорилось, что если человек просто повторяет святое имя, если человек так или иначе присоединяется к движению санкиртаны, то все грехи с него снимаются, а во втором стихе говорилось, что в противоположность этому есть люди, которые следуют путём ведической культуры, которые совершают пышные ведические жертвоприношения и от этого они становятся ещё тупее: джади матих - их разум в результате всех этих обрядов они становятся ещё тупее.

В сущности, это та альтернатива, которая стоит перед нами, потому что у обычных людей с улицы этой альтернативы нет, у них, в сущности вообще нет никакой альтернативы. У них есть только единственная возможность идти тем путём, которым они идут. Но когда человек присоединяется к какому-то духовному движению, у него появляется выбор. Этот выбор описывается в этих двух стихах. Один - следовать духовной культуре, но при этом сохранять свою независимость.

Другой - отдать всё своё сердце санкиртане - воспеванию Святого имени Господа. Здесь, в этом стихе делается очень интересное добавление к первому стиху. Здесь говорится каким образом святое имя может освободить человека от грехов, потому что не всякое святое имя освобождает человека о грехов. И здесь Ямарадж очень тактично намекает своим слугам что нужно делать для того, чтобы этого результата достичь.

На самом деле, это очень интересный момент, относительно которого иногда не бывает ясного понимания. Потому что с одной стороны, мы прославляем ведическую культуру и мы говорим, что Аджамила достиг всего, только благодаря тому, что он принадлежал к ведической культуре; только благодаря тому, что он в начале своей жизни следовал принципам брахманической культуры; только потому, что у него были хорошие родители; хорошие жена. В конце концов он назвал своего сына Нараяна. Не будь всего этого, он назвал бы его Евлампием или Ерофеем и в результате не получил бы ничего хорошего.

Только потому, что он принадлежал к ведической культуре, ему пришло в голову назвать своего сына именем Бога, потому что это неотъемлемая часть ведической культуры, которая построена вокруг Кришны. Так или иначе, человека подталкивают к Кришне, человека стараются направить к Кришне и Кришна стоит в центре. Поэтому детей называют именем Бога, поэтому всё так или иначе связано с этим. И с одной стороны, мы прославляем ведическую культуру и мы говорим, что в нашем обществе надо установить ведическую культуру что это здорово.

С другой стороны, если мы возьмём предыдущий стих, то мы найдём в предыдущем стихе в двадцать пятом очень суровые утверждения, касающиеся ведической культуры. Там говорится что в ведической культуре люди, которые следуют этому, вимохита-матир и в результате этого их ум становится полностью запутанным, они полностью запутываются и в результате этого джад̣ӣ-кр̣та-матир - их ум начинает тупеть. То есть, люди принадлежащие к ведической культуре становятся тупыми и они совершают пышные жертвоприношения не понятно почему.

И такое противопоставление не может иногда не сбивать с толку. В конце концов мы последователи ведической культуры или нет? Мы говорим: "Мы - ведическая культура, мы строим в Москве ведический культурный центр". В то же время Кришна начинает Бхагавад-гиту с того, что Веды вообще не нужны и что своим цветистом языком они только сбивают с толку и что Кришна говорит Арджуне: "Отвергни все эти Веды! Кому нужны эти ваши Веды? Отвергни Веды! Взойди над уровнем Вед!"

С одной стороны, мы говорим что Шримад Бхагаватам это ведическое произведение, с другой стороны на каждом шагу Шримад Бхагаватам мы видим как Шримад Бхагаватам критикуют Веды ведическую культуру и поэтому может возникнуть некое недоразумение и мы можем видеть это. Иногда люди говорят, что нам не нужна никакая культура, что достаточно повторять святое имя Господа и на первый взгляд это то, о чём говорит здесь Ямарадж и Ямарадж говорит: "Просто присоединитесь к движению санкиртаны"

(Обрыв записи 10:57) ...ской культуры.

Чем она хороша и чем она плоха? Почему она одновременно может приносить вред, почему она одновременно может запутать человека, сбить его с толку, привести к его отступлению с одной стороны, и с другой стороны почему она может дать ему высшее благо? На самом деле, ведической культура - это удивительная вещь. Ведическая культура - это точка, где встречаются духовный и материальные миры и в этой точке есть и то и другое, как в любой точке соединение...

Как, например, когда две реки сливаются друг с другом, то в месте слияния есть вода и той и другой реки: они слились. И точно так же ведическая культура это место слияния духовного мира с его культурой и материального мира с его культурой и в результате появляется то что мы называем ведической культурой и в результате у этого явления ведической культуры есть две стороны: положительная и отрицательная, запутывающая и возвышающая и иногда люди принимают ведическую культуру, не понимая в чём, собственно, её суть.

Ведическая культура - это особая вещь, которая необходима для того, чтобы Кришна пришёл. В сущности, в чём суть ведической культуры? Почему мы говорим что нам нужна ведическая культура? Потому что если мы создадим атмосферу ведической культуры, то Кришна может прийти. Например, некоторые люди удивляются: почему Бог не приходит нигде - только в Индии? Почему Он не приходит в Верхней Вольте, в Сомали или в Уругвае, или в Америке, или в России в конце концов?

Почему он рождается только там? У некоторых людей и я уверен что у вас тоже возникали сомнения: "Что ж такое-то? Аватары Господа приходят, Господь для всех, тем не менее Он рождается только там". Потому что для того, чтобы Господь родился... Представьте себе на минутку, что Кришна родится во Франции или ещё где-нибудь. Ему там нечего будет делать. Господь рождается для чего? Для чего Он приходит, даже когда он приходит в этот мир? Что Он делает, для чего он приходит сюда?

Чтобы наслаждаться, для лилы. Может он наслаждаться во Франции? Его там лягушками кормить будут или устрицами. Там нет среды, в которой Он может наслаждаться. Там нет культуры, в которой Он может прийти. И для того, чтобы Господь пришёл, нужно устроить определённую среду, нужно устроить, создать определённую атмосферу. Как, например, если куда-то должен прийти высокий гость, президент... Как скажем, мы сейчас думаем, приедет к нам премьер-министр, - не приедет? Непонятно.

Но уже когда мы только стали думать об этом, сразу же приехала комиссия, чтобы проверить может он сюда прийти или нет. Подходящая тут атмосфера, чтобы премьер-министр Индии пришел сюда и мы, соответственно, стали думать нужно покрасить тут фасад, потому что иначе он не придёт сюда или нужно отапливаемую палатку сделать или ещё что-то. Для того, чтобы создать необходимую атмосферу, в которой он мог бы появиться. Или, как недавно я был в Перми и в Перми центр города весь такой новый, сияющий, все дороги новые.

Я спрашиваю: - Что такое?

Они говорят: - Путин должен был приехать, но не приехал. Но, тем не менее, всё покрасили, всё привели в порядок.

Точно также и ведическая культура. Суть ведической культуры, смысл ведической культуры, создать атмосферу, в которой Кришна может наслаждаться, в которой Кришна может взаимодействовать со своими преданными, в которой Кришна сможет обмениваться расой, потому что в этом суть. Он ананда-майя виграха, Он есть олицетворение этой ананды. Он приходит, чтобы давать эту расу; приходит для того, чтобы показать людям что в этом суть духовной жизни и это возможно только в определённых условиях, только в определенной атмосфере.

Однако ведическая культура, как мы уже сказали это место соединения духовного и материального миров. Поэтому в пределах ведической культуры могут жить люди с материальным сознанием и мы можем видеть, что например, демоны они тоже живут ведической культурой. Примером такого демона является Джарасандха. Джарасандха - это не просто демон. Это прототип всех демонов. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняя в Бхагавад-гите асурам̇ бхавам аш́ритах̣, это положение человека, который никогда не предаётся Богу, асура бхава - человека, имеющего демоническую природу, приводит в пример Джарасандху.

Джарасандха - это прототип асура бхавы. Тем не менее, мы видим что этот демон поклоняется Шалаграму. Иначе говоря, можно следовать ведической культуре и при этом быть прототипом всех демонов, можно оставаться Джарасандхой. Однако, тем не менее, он принадлежит к ведической культуре и поэтому даже с ним Господь может взаимодействовать. Мы можем видеть, когда Арджуна, Бхима и другие Пандавы пришли вместе с Кришной к Джарасандхе, то Джарасандха проявил все качества культурного воспитанного человека. Поэтому Кришна пришёл к нему. Если бы это был какой-то другой царь, Кришна не пришёл бы к нему.

***

Однако, ещё раз, опасность ведической культуры в том, что она привлекательна и Джарасандха зная это, следует ведической культуре для того, чтобы в конце концов получить материальные блага. Он следует этому пути, потому что он понимает - с помощью ведической культуры я могу получить всё: я могу получить материальное благополучие, состояние, всё что я хочу. И в этом случае, так как ведическая культура является самым совершенным инструментом для того чтобы принести человеку материальные преуспевание, в этом смысле она является отупляющей.

В предыдущем стихе говорилось: люди становится тупыми, потому что они с помощью ведической культуры, получают больше чем можно получить с помощью чего бы то ни было ещё. И поэтому они целиком привязываются к этому материальному миру и они забывают главную суть ведической культуры.

Потому что суть ведической культуры, смысл всего того, что есть в ведической культуре в том, что бы довести человека до уровня бхавы. Как здесь говорится, что разумный человек, человек у которого есть судхи. Судхи значит чистый, ясный разум. Такой человек следует путём бхава-йоги. Очень интересное слово, которое употребляет здесь Ямарадж в этом стихе для описания того пути или той цели, к которой человек в конце концов прийти - бхава-йога

Йога значит соединение, значит мистическая связь с Господом. Через что? Через бхаву, через чувство. В конечном счёте ведическая культура нужна не для чего-то ещё. Она нужна для того, чтобы пробудить в человеке бхаву. Все те правила, которым следуют люди, все эти обряды, по которым человек живёт, всё что он делает, нужны для того, чтобы сердце его размякло, для того, чтобы бхава, настоящие чувства возникли у него. И человек учится здесь, вступая во взаимоотношения с преданными Господа

Бхакти Вигьяна Госвами, Шримад-Бхагаватам 6.3.26. Ступени варнашрамы. 20 октября 2001

Бхакти Вигьяна Госвами, Кришна, Фото, кришнаиты

Previous post Next post
Up