Я в своё время... У меня грех молодости, который тянется за мной. Я дал знаменитый семинар по Семи привычкам Кови, который прославил меня если не во всех трёх мирах, то по крайней мере во всём СНГ точно. И у него там есть этот принцип, - хороший принцип на самом деле. Он объясняет там, что даже для того, чтобы вести дела, даже для того, чтобы быть успешным бизнесменом, человек должен обладать менталитетом изобилия. Он должен понимать, что ему хватит, что в мире всего достаточно.
Если у него есть внутри эта скупость, если он думает, что "мне не хватит, мне хватит; если я не буду скупым то мне не хватит ничего!", то он и останется навсегда бедным. Жадность это страшная вещь, жадность всё разрушает. Я очень хорошо помню одну сцену. Я жил тогда в Коршнасе, в Швеции и там было несколько маленьких детей и они играли. И они играли в мяч. Совсем маленькие дети. Они пинали мяч. И проблема заключалась в том, что они никак не могли играть, потому что как только этот мяч попадал к одной девочке, она сразу же хватала этот мяч и убегала.
По правилам игры мяч нужно было отдать, как только он к тебе попадает, но девочка никак не могла его отдать. Она начинала с этим мечом улепётывать, чтобы никто не дай Бог её не догнал и не отобрал. Игра всё время разрушалась. Точно также и в этом мире. В этом мире, по правилам, по которым мы должны играть, мы должны отдавать, потому что когда человек отдаёт... Щедрый человек - богатый человек. Когда мы приходим в какой-то щедрый дом, нам кажется что этот дом - это полная чаша и, наоборот, когда мы приходим в скупой дом, даже если там слоники стоят рядами в серванте и всего полно, но ощущение скудости не оставляет, ощущение какой-то внутренней бедности.
Есть замечательная история из жизни Гуру Нанака. Гуру Нанак это основатель религии сикхов и однажды он путешествовал со своим учеником. Ученика звали Мардана. Тогда ещё не было магнитофонов, не было никаких других средств и ученик записывал каждое слово своего учителя, чтобы сохранить его для потомков. Он преклонялся перед ним... И однажды они путешествовали, они пришли в какую-то деревню и в деревне этой их очень плохо приняли. В этой деревне жили скупые люди. Они кое-как переночевали под каким-то деревом, им ничего не дали и они ушли. Прощаясь с этой деревней, на границе этой деревни Гуру Нанак сказал: "Пусть эта деревня всегда стоит здесь". И Мардана послушно записал: "Гуру, уходя из деревни, сказал: - Пусть эта деревня всегда стоит здесь".
Потом они пришли в другую деревню и в другой деревне их встретил совершенно другой приём. Люди были щедрыми, люди приглашали их из дома в дом, кормили их, поили, они были очень счастливы и когда они уходили из этой деревни, Гуру Нанак опять встал и произнёс благословение: "Пусть эта деревня разрушится".
Мардана записал записал это послушно и спросил: - Гуруджи, как это так?. Когда мы уходили из той деревни, ты их благословил и сказал: "Пусть она всегда стоит". Когда мы уходили из этой деревни, ты сказал пусть эта деревня разрушится. Почему?
Гуру Нанак сказал: - В той деревне живут скупые люди. Пусть они там живут. А в этой деревне живут щедрые люди - пусть эта деревня разрушится и пусть эти люди разойдутся по всему миру и учат всех остальных щедрости, учат всех остальных как нужно жить.
И Мардана сказал: - Да, теперь я понял твою мудрость.
Щедрость делает людей счастливыми, на самом деле, но как мы говорили, это всего лишь первый шаг или первый этап. В конце концов у человека должно появиться это знание в результате ягьи. В конце концов у него должно появиться понимание того, что в центре всего стоит Кришна и что всё то, что я делаю должно быть направлено на Верховного Господа, который стоит в центре. Тогда только моя ягья будет гьяна-ягьей, тогда только моя ягья будет сопровождаться подлинным знанием и обрести это не так-то просто.
И когда человек достигает этого состояния, то он может даже внешне как бы и не совершать ягью, внешне он может наслаждаться, но при этом всё то, что он делает, он в каждом своём дыхании служит Кришне. Мы знаем много таких примеров. В начале мы рассказывали про то, что если человек ест что-то и не предлагает Господу, то он вор и Кришна осуждает это. Он говорит, что он питается одним грехом (Обрыв записи)
Бхакти Вигьяна Госвами, Бхагавад-гита 3.10, 28 мая 2002 | Тюмень |