Вожделение многолико. Поэтому в «Рамаяне» оно предстает в образе десятиглавого оборотня Раваны. И Сам Господь приходит в этот мир в образе Рамы, чтобы показать людям, как расправиться с многоликим демоном и таким образом победить смерть. Подлинная любовь - это чистая, духовная любовь Ситы к Раме, она есть источник вечной жизни. В маленькой истории из «Рамаяны» сама Сита рассказывает Раме о трех пороках, в которые незаметно для нас самих превращается желание наслаждений.
Рама, Сита и Лакшман во время своих скитаний пришли в лес Дандака. Там, в Дандакаранье, мудрецы попросили Раму защитить их от людоедов, нарушавших их покой. Нужно ли говорить, как обрадовался этой просьбе Рама? Лук, с которым Он никогда не расставался, уже давно соскучился без дела. Не меньше Него обрадовался и Лакшман, радовавшийся всему, что радовало Раму. И только Сита, заметив их ликование, не на шутку встревожилась. - Мой повелитель, - сказала она, - даже великий человек может незаметно для себя отклониться от пути праведности, дхармы. Только если он будет избегать пагубных страстей, порожденных вожделением (камой), он сумеет устоять на пути праведности. В этом мире вожделение дает начало трем порокам.
Первый - склонность ко лжи. Сильнее, чем склонность ко лжи, сластолюбие, толкающее человека искать незаконных наслаждений с чужой женой. Но даже сильнее, чем сластолюбие, третий порок, порожденный вожделением, - беспричинная жестокость*
____________________________________________
*айам дхармах сусукшмена видхина прапйате махан
нивриттена ча шакйо'йам вйасанат камаджад иха
тринй эва вйасананй атра вамаджани бхаванти ута
митхйавакйам парамакам тасмад гурутарав убхау
парадарабхигаманам вина ваирам ча раудрата
____________________________________________
О Рама, никогда в жизни Ты не произнесешь ни слова лжи, ибо ложь претит Тебе. Никогда Ты не возжелаешь чужую жену, ибо это противно Твоей природе. Даже мысль об этом никогда не придет Тебе в голову - праведность и правдивость непоколебимо утвердились в Твоем сердце. Однако, боюсь, что третий порок сейчас грозит Тебе. Сите ли не знать, что никакой порок не может грозить Раме? Так кому же он тогда грозит?
Ты пообещал мудрецам из леса Дандака защитить их от людоедов, и сейчас Ты вместе со Своим братом готовишься вступить в этот лес, вооруженный луком и стрелами. Однако на сердце у меня неспокойно. Для воина иметь с собой лук - все равно что дровам находиться рядом с огнем. Выслушай историю, которую я когда-то услышала от людей.
Некогда в священном лесу, населенном доверчивыми оленями и беззаботными птицами, жил благочестивый и чистый подвижник. Чтобы помешать его подвигу, сам Индра в облике юного воина пришел к его хижине. В руках у него был драгоценный меч. Вручив его подвижнику, Индра попросил подержать у себя этот меч, пока он не вернется за своим оружием. Простодушный отшельник пообещал хранить меч как зеницу ока. С тех пор он ни на минуту не расставался с ним и брал его с собой в лес даже тогда, когда ходил собирать коренья и лесные плоды. Он всего лишь честно исполнял свой долг, но от близости оружия ум его постепенно ожесточился. Отшельник сам не заметил, как стал убивать ни в чем не повинных животных, а начав однажды, уже не смог остановиться и в конце концов оказался в аду.
Близость оружия сама по себе ожесточает человека, создавая в его уме иллюзию всемогущества и вседозволенности. Оказавшись в руках человека, оружие чудесным образом преображает вожделение, живущее в сердце, в безжалостность и злобу.
Я говорю Тебе об этом, чтобы предостеречь Тебя. Ты не расстаешься со Своим могучим луком, но помни, что соседство с оружием оскверняет ум, так же как близкое общение с женщиной пробуждает в сердце дремлющее вожделение. Ты начнешь использовать его, чтобы исполнить Свой долг, но очень скоро Тебе понравится убивать людоедов. Войдя во вкус, Ты будешь думать, что исполняешь Свой долг, но на самом деле вожделение незаметно отравит Тебя своим ядом и наслаждение чужими страданиями поселится в Твоем сердце.
Когда Ты вернешься в Айодхью, Ты сможешь снова исполнять Свои обязанности кшатрия и царя. Но сейчас, когда мы живем в лесу, нам надлежит вести себя, как положено отшельникам. Мой господин, я знаю, что во всех трех мирах нет ничего, что было бы неведомо Тебе. Я говорю все это лишь по женской глупости. Мне ли учить Тебя праведности? Но все же подумай над этим и сделай так, как сочтешь нужным*.
______________________
*Рамаяна, Араньяка-канда.
______________________
***
Конечно же, глупость так же несвойственна Сите, как порок - её мужу. Сита знала, что ответит ей Рама: «Я дал слово и буду исполнять Свой долг». Но она все же произнесла эти слова, чтобы предостеречь не Его, но нас: жестокость, склонность ко лжи и вожделение - не три разных порока, а один и тот же порок в трех разных обличьях. О том, как неутоленное вожделение превращается в гнев, наша следующая история.
Б.В.Госвами. "Вкус дикого мёда", 2023