Вопрос: - Где границы выбора? Ведь даже если он стал петь бхаджаны, но его карма убить? Ведь кто-то должен убить?
Б.В.Госвами: - Почему тебя это так волнует? Нет, тут нет никакого переходного момента. В Библии есть очень хорошее выражение, которое это объясняет, там говорится, что соблазн должен войти в мир, но горе тому, через кого он входит. То есть, так или иначе, эти дурные вещи могут случится с этим человеком или с этим живым существом, если они положены ему по карме, но это не значит, что ты должен быть инструментом этой дурной кармы. Если человек начинает думать или оправдывать себя что я просто послушный инструмент в руках провидения, которое это делает... Нет, может этому человеку суждено было быть убитым, но почему именно ты должен стать его убийцей? Пусть кто-то другой станет. Это чья карма? Его карма быть убитым и если ты его не убьёшь, его кто-то другой убьёт и пусть лучше его убьёт кто-то другой. Ты заботься о себе. Какая разница тебе кто его убьёт?
Вопрос: - (Неразборчиво) Выбор в чём заключается?
Б.В.Госвами: - Выбор заключается, что ты раз и навсегда решаешь: "Я не хочу больше грешить, я не хочу больше заниматься этой кармой, я не хочу создавать эту карму, я хочу заниматься деятельностью, которая снимет с меня всю карму, которая избавит меня от всей кармы. Я хочу в конце концов уйти в духовный мир"
Вопрос: - Но ведь это тоже карма думать так?
Б.В.Госвами: Нет, это не карма. Это - милость духовного учителя. Такая мысль у тебя сама не появится. Прости меня, ещё нет на земле такого умного и не было, кому самому эта мысль пришла бы в голову. Умным людям всегда приходят в голову мысли так или иначе нейтрализовать свои действия другими действиями. Это глупым людям обычно вообще не приходит никаких мыслей. Они просто бездумно живут. Умные люди пытаются что-то сделать, чтобы нейтрализовать. Но только люди, которые получили милость духовного учителя, думают: "А не повторять ли мне Харе Кришна?
Вопрос: - Хотел уяснить такой момент. Один вынужден получить реакцию за свои греховные поступки, а тот, кто должен его убить, говорит что это его карма. Но можно ли это отнести к категории кармы и вынужден ли он совершить убийство по своей карме или это свобода выбора?
Б.В.Госвами: - Он вынужден в том смысле, что он до этого уже совершал какие-то поступки... У нас есть свобода всегда. Даже у того же самого человека, когда его начинает охватывает неодолимое желание пойти и убить кого-то, у него всё равно остаётся свобода. Он сильнее, чем это желание. Он сам, душа, сильнее чем это желание. Он может его побороть, но обычно он этого не делает, а само это желание является результатом его кармы, потому что он убивал до этого, потому что оно совершал греховные поступки до этого. Но у него всегда есть свобода побороть это желание, однако эта свобода очень сильно ограничена силой этого желания. Чем больше греховных поступков до этого он совершал, тем труднее ему удержаться от этого, тем в большей степени его гонит это всё. Поэтому наши греховные поступки и карма действительно ограничивают нашу свободу, но не до конца. Всегда в конечном счёте эта последняя свобода у нас остаётся не сделать этого.
Вопрос: - Значит, тот кто должен совершает убийство - у него есть свобода, а тот кто должен быть убитым - у него свободы нет? Он обязательно должен быть убитым?
Б.В.Госвами: - Да, но он должен обязательно искупить последствия. Но, в сущности, и тот, и другой расплачиваются за свою карму, потому что одного его карма заставляет убивать, другого его карма приводит, чтобы быть убитым. Но когда он убивает, в результате приведёт к тому, чтобы быть убитым.
Шримад-Бхагаватам 2.8.12-14 14 июня 1996, Сочи