Я сейчас читаю замечательную книгу, где как раз... Она является иллюстрацией всех этих... Очень хорошей иллюстрацией всех этих демонов, которых должен "убивать" преданный и которых он иногда "не убивает". Эта книга называется... Вы наверняка слышали о ней - "Обезьяна на палке" - книга, которая описывает историю ИСККОН в Америке. Она написана не очень благожелательными американскими журналистами, но, в сущности, это очень поучительная книга и, в сущности, два журналиста, которые её написали, подлинно уважают Шрилу Прабхупаду. Они очень хорошо описывают, что делал Шрила Прабхупада и в общем-то, если правильно читать эту книгу, то она может очень сильно помочь нам в том числе и в нашем преданном служении. Шрила Прабхупада был в этом смысле уникальным.
Он не смотря на то, что он действительно был по настоящему великим, не смотря на то, что тысячи людей кланялись ему, поклонялись ему, служили ему, он всегда оставался смиренным слугой своего духовного учителя и он никогда не попадал в эту самую ловушку. Этот журналист описывает историю про Киртананду Свами со Шрилой Прабхупадой. Киртананда Свами ехал вместе со Шрилой Прабхупадой в самолёте, когда они ехали первый раз в Индию. И он стал спрашивать у Шрилы Прабхупады: - Шрила Прабхупада, я хочу стать таким же как Вы. Я хочу стать точно таким же как Вы. Это очень интересное утверждение само по себе.
Иногда мы хотим стать таким же как духовный учитель, но почему мы хотим стать таким же как духовный учитель? Потому что мы видим какой великий духовный учитель, мы видим как все остальные поклоняются духовному учителю, мы видим как все остальные падают ниц перед ним, какой он мощный, какой он могущественный. И мы хотим стать таким же как духовный учитель чтобы наслаждаться всем этим. Правильно?
Киртананда Свами высказал это самое желание, жившее в его сердце: - Шрила Прабхупада, я хочу стать таким же как Вы. Пожалуйста, расскажите мне как Вы стали таким каким Вы стали? Что мне нужно делать? Где тут фокус? Что я должен делать? Как мне стать таким же как Вы? Как мне обрести туже самую силу?
Шрила Прабхупада дал ему очень хороший совет. Он сказал: - Всегда помни о своём духовном учителе и Кришне. Если ты хочешь стать таким же как я, - это очень просто. Просто всегда помни о своём духовном учителе и всё.
Но это как раз последняя вещь, которую... Когда человек обретает какую-то силу, то очень часто он забывает обо всём этом. В сущности, в этом роль Господа Баларамы. Господь Баларама является изначальным духовным учителем и как изначальный духовный учитель, Он даёт дух служения, Он даёт это истинное спасение, дух служения. И в служении человек может обрести смирение, он может избавиться от всех своих недостатков и, в конце концов, вернуться к Кришне и поразить всех своих врагов.
Именно вот это глубинное смирение, которое не может развиться у человека, пока он не воспринимает всё что он делает как служение Ему. Пока я думаю: "Это я действую", что благодаря тому "Что это я такой великий", "Я такой умный", "Я такой красивый, талантливый", "Все люди предаются мне, все люди рыдают от восторга, всхлипывают когда они слушают мои лекции, все люди просто ну прям..." До тех пор, пока я буду думать это, всё, что я делаю в преданном служении - я делаю это для самого себя, для того, чтобы наслаждаться. Это значит, что я, в сущности, взращиваю сорняки: пуджу, лабху, пратиштху и каму. Я взращиваю своё собственное вожделение.
Самое важное что может быть у преданного - смирение, которое приходит от понимания того, что я слуга и того, что единственная причина почему я это делаю, потому что я хочу служить своему духовному учителю. И тогда всё остальное придёт, тогда придёт разум, тогда придёт сила, тогда придёт возможность заниматься преданным служением, тогда человек сможет сделать это. Если этого не будет, если человек не сможет задушить этого Праламбасуру, который поселился в нашем сердце, он никогда не сможет дойти до конца. В этом, собственно, роль Господа Баларамы в жизни преданного.
Бхактивинода Тхакур в Чайтанья-шикшамрите говорит, что для того, чтобы справиться с этими анартхами, которых убивает Баларам, для того, чтобы справиться с ними, человек должен очень искренне обратиться, чувствуя свою полную, абсолютную беспомощность, обратиться к Господу Балараме с мольбой к своему духовному учителю: "Пожалуйста, помоги мне избавиться от этого, помоги мне справиться с этими ужасными вещами".
И тогда Кришна может прийти, Баларам может прийти и помочь нам справиться с этим. Беда в том... Самая большая наша беда в том, что мы просто очень любим всё это. мы на самом деле не хотим избавляться от всего этого. Пуджа, лабха, пратиштха - они такие маленькие, они такие хорошие, такие милые :)
Мы так сроднились с ними в своём сердце - в этом, собственно, основная беда. Мы не хотим избавиться от этого. Мы любим своё вожделение, которое живёт в нашем сердце. Как есть знаменитая история про Блаженного Августина. Блаженный Августин - это один из отцов Церкви.
Он написал "Исповедь" и в этой "Исповеди" он признаётся каким образом он молился Богу, когда он был молодой. Он говорит, что я молился Богу таким образом: "Господи! Избави меня от вожделения, но только не сейчас". На самом деле, это то, как часто мы с вами молимся Кришне: "Кришна! Избави меня от вожделения, но только не сейчас. Пока я ещё чуть-чуть понаслаждаюсь пуджей, камой, лобхой и пратиштхой. Я ещё молодой, я не насладился всем этим. Пока мне ещё чуть-чуть нужно всё это. Потом когда-нибудь".
Так вот, как говорит Бхактивинод: Тхакур, чтобы действительно избавиться от всего этого, человек должен очень искренне хотеть избавиться от всего этого. Он должен искренен попросить: "Баларама, духовный учитель, Кришна, избавьте меня от вожделения сейчас, в этот самый момент. Никогда нибудь - сейчас, как можно скорее. Как можно скорее, иначе это уведёт меня на большую дорогу материальных наслаждений
***
Вопрос: (не слышно)
Б.В.Госвами: - Да, мы его увидели, но просто как иногда бывает. Очень часто бывает именно так, что человек начинает заниматься преданным служением именно движимый вожделением. Как это ни странно, это часто тот импульс, который заставляет... Человек не смог реализоваться в этом мире, ему надоел этот мир и он решает реализовать себя где-то здесь. У него есть искреннее какое-то желание и он искренне разочаровался в этом мире, но при этом так как это вожделение живёт, он приходит и начинает действовать точно таким же образом - пытается тут себя реализовать. Это тоже очень хорошо видно, кстати говоря, из "Обезьяны на палке". Очень интересные там даются истории некоторых людей, которые, в том числе, занимали одно время очень высокое положение тут и видны их мотивы, как в какой-то момент это проявлялось в их действиях, в их поступках. В какой-то момент это становится заметным.
Вопрос: (не слышно)
Б.В.Госвами: - Нет, не понимаем. Мы думаем, что это очень хорошо, что я служу, что я занимаюсь этим. На самом деле, я делаю, чтобы наслаждаться всем этим.
Вопрос: (не слышно)
Б.В.Госвами: - В сущности, чтобы осознать всё это, есть одна очень важная вещь. Чтобы понять это, разглядеть это, человек должен оставаться в обществе преданных. Преданные, которым со стороны виднее, смогут ему показать. Себя человек может очень легко обмануть, но преданные в какой-то момент...
Бхакти Вигьяна Госвами, Шримад-Бхагаватам 7.15.46, 18 августа 1997 | Сухарево |